Кинокартина „Гоголь. Начало“ вышла на экраны страны
Великие русские писатели редко появляются на экране, а когда появляются, то неизменно вызывают ревнивый интерес. Проект «Гоголь» (телесериал на канале «ТВ-3» и четыре фильма, которые должны выходить на киноэкраны друг за другом) поначалу вызывал восхищение.
Продюсерам (инициатор проекта Александр Цекало) удалось заполучить в качестве исполнителя главной роли молодого, модного Александра Петрова («Мент с Рублёвки» и другие популярные фильмы), что важно для молодёжной аудитории. Для остальных огромный подарок – участие в «Гоголе» Олега Меньшикова, который абы в чём сниматься, конечно, не будет. Была проведена блестящая пиар-кампания по продвижению кинокартины «Гоголь. Начало», сделанной на основе первой части телесериала. Успех предварительных показов раззадорил и убедил создателей, что надо вкладываться в рекламу на ТВ и в Сети.
И первые отзывы были очень хорошие, но и нехорошие (идея сериала-де слизана с мистического триллера «Сонная лощина» Тима Бёртона) тоже не отталкивали, а скорее привлекали. Оказывается, юный Гоголь служил в III отделении и вполне мог участвовать в расследовании таинственных убийств и в Петербурге, и где-нибудь в Диканьке. Восхитительное допущение, но…
Во время просмотра восхищение постепенно улетучивалось. Гоголевские мотивы и герои притягивались за уши, мистический детектив складывался плохо – великий писатель сопротивлялся. Здесь Гоголь изображён припадочным юношей, то и дело теряющим сознание, а в забытьи видящим уголовные кошмары вперемешку с эротическими. Его начальник – демонический следователь Гуро (Олег Меньшиков), который то ли расследует страшные преступления, то ли совершает их. Пока Меньшиков присутствует в кадре, смотреть нескучно. После того как его саркастический герой сгорает в схватке с чёрным всадником, наваливается тоска – с талантом выдающегося артиста входит в противоречие убогая Диканька, в которой к тому же некоторые роли (например, Вакулу) играют самодеятельные актёры. Поначалу стараешься верить в происходящие в фильме ужасы, но поскольку никакого отношения к живой, поэтичной прозе Гоголя они не имеют, быстро устаёшь, зеваешь и всё больше обращаешь внимание на всякие несуразности. Все дивчины кажутся некрасивыми, хлопцы тупыми, а свиные рыла навязчивыми и чрезмерными. И как-то иногда даже смешно от сочетания мистического ужаса-ужаса и реализма в «свинских» интерьерах.
Молодой, природной гоголевской весёлости, его сказочной таинственности здесь нет, всё всерьёз – не чертёнок, которого осёдлывает Вакула, а тотальная чертовщина, которая «овладевает массами». «Вечера на хуторе близ Диканьки», «изданные пасечником Рудым Паньком», создатели фильма не полюбили, они их, беззастенчиво корёжа, использовали для создания смотрибельного ужастика под Тима Бёртона. Это не художественный фильм, а коммерческий проект.
Досада (потеря двух часов и 280 рублей) заставила обратить внимание на идеологию канала «ТВ-3». Он позиционируется, как мистический. Тут экстрасенсы, гадалки, фильмы ужасов и прочие непотребства. Оказалось, что канал давно обвиняют: атеисты – в пропаганде лженауки и мракобесия, а верующие – суеверия и бесовщины. Ну и зачем нам такой гоголь-моголь?