Замечательный советский и российский кинорежиссёр, сценарист, продюсер, актёр Юрий Кара, отмечающий 12 ноября своё 60-летие, родом из города Сталино – так раньше назывался Донецк. Можно лишь догадываться о том, какая боль раздирает его душу в связи с войной в Новороссии...
Безусловно, шахтёрский характер, целеустремлённость и незыблемый патриотизм помогают держаться в самых сложных ситуациях и в жизни, и в работе. В 1972 году без связей и родственников он приехал в Москву, окончил два труднейших вуза, состоялся в профессии, первым в 1993 году экранизировал «нехороший» роман «Мастер и Маргарита», хотя мечтали об этом Ролан Быков, Эльдар Рязанов, Геннадий Полока, Элем Климов…
Его фильмы любят миллионы зрителей, и «ЛГ» подготовила для своих читателей эксклюзивное интервью с мастером.
– Юрий Викторович, сердечно поздравляем вас с днём рождения! К величайшему сожалению, ваш юбилей проходит на драматичном фоне. Вы родились уже после Великой Отечественной войны и могли ли когда-нибудь представить, что в свои 60 лет увидите войну, раздирающую вашу родную землю, что украинцы будут с диким ожесточением и ненавистью «дружить» против русских?..
– Я тоже мальчишкой играл в футбол на тех же полях в Донецке, где недавно бандеровцы разбомбили детскую площадку, убили двух ребят и ещё нескольких ранили… И какой же подлостью надо обладать тем телеканалам Украины, которые нагло лгут, утверждая, что этих детей убила российская армия! У меня в голове не укладывается эта патологическая жестокость потомков того бандеровского зверья, которых не добили в Великую Отечественную. Депутаты и правительство Украины их боятся и исполняют все их приказы, потому что несогласных грозят просто не выпустить живыми из зданий. И всем пособникам этих фашистов у нас нет никакого оправдания, какими бы псевдодемократическими лозунгами они бы их ни оправдывали.
Один мой дед погиб при форсировании Даугавы в 1944 году и похоронен под Ригой, а другой дед тоже не прожил долго из-за полученных ранений. Поэтому неприятие фашизма у меня заложено на генетическом уровне. Мне очень жаль граждан Украины, которые полностью зомбированы ложью их СМИ. Многие из них говорят, что бандеровцев среди них нет, но они сами заражены бациллой фашизма, идеей своего мнимого превосходства перед «ватниками» – жителями восточных областей. Так ведь это и есть фашизм, когда одна нация считает себя выше другой, а поэтому «недочеловеков» можно спокойно убивать. За эти смерти детей ополченцам надо было бы разбомбить Конча-Заспу, киевскую Рублёвку, чтобы проживающая там киевская хунта на себе узнала, что такое материнские слёзы! Когда украинцы очнутся – им будет нестерпимо стыдно. А сейчас мне за них нестерпимо стыдно. Как мне стало стыдно и за чехов, когда я прочёл на обелиске в Карловых Варах благодарность «американской армии – освободительнице». Хотя чехи прекрасно знают, что их освобождала Красная армия, что за их свободу гибли наши деды, но наглая неприкрытая ложь, чтобы только понравиться заокеанским хозяевам, им милее.
Но я верю, что пелена с глаз украинцев спадёт и мы снова будем вместе петь украинские и русские песни, снова будем вместе снимать фильмы. А пока что они для меня не украинцы, а бандеровцы. И погибших детей в Донбассе нам забыть не удастся. Хотя, как говорила героиня моего сериала «Звезда эпохи»: «Мы будем мстить фашистам. Но советский солдат, когда придёт на немецкую землю, никогда не будет убивать немецких детей». Потому что не сможет. Потому что мы – не звери.
– Ваша дипломная работа во ВГИКе – замечательный фильм 1987 года «Завтра была война», который вы снимали по повести Бориса Васильева. Есть ли у вас сейчас ощущение, что герои картины и мы, сегодняшние россияне, оказываемся в похожей жизненной и исторической ситуации?
– Как мне говорил Борис Васильев: девочке предложили предать своего отца, стать Павликом Морозовым, но она предпочла смерть предательству. Для всех нас есть выбор, но я и тогда, и сейчас твёрдо убеждён, что предавать своих отцов нельзя. На кинофестивале в Токио японцы меня спросили: «Мы не понимаем. Ребята из вашего фильма так пострадали от сталинского режима, как же они потом пошли этот режим защищать?» Я им ответил, что эти ребята пошли защищать не режим, а Родину. Режимы у нас бывают разные, а вот Родина – одна. И мы её не предадим. Не дождётесь! Борис Васильев сам прошёл всю войну, был ранен, но из его одноклассников, школьников 1924–1926 годов рождения, горячих и чистых сердец, которые добровольцами пошли на фронт и первыми бросались под вражеские танки, в живых по статистике осталось всего 3%! Борис Львович посчитал своим долгом рассказать о них. А для нас, создателей фильма, это было объяснение в любви тем, кто погиб, но дал возможность жить нам. Поэтому я не приемлю поддержку фашизма ни под какими предлогами. Я считаю, что можно за власть бороться любыми способами, как это делают некоторые силы у нас в стране, но ни в коем случае нельзя поддерживать фашизм. А нам нельзя быть слепыми. «Всё видит только сердце», – говорил Антуан де Сент-Экзюпери. И сердца наши насквозь видят этих человеконенавистников, пытающихся выглядеть белыми и пушистыми, а на самом деле просто рвущихся к власти.
– Однажды вы сказали, что согласны с Аристотелем в его утверждении: «История говорит о том, что было, а искусство – о том, что будет». Нет ли противоречия с этим постулатом хотя бы в сегодняшней ситуации? Ведь часто бывает, что история и искусство, как сообщающиеся сосуды, вместе направляют человечество, остерегают от ошибок, уже когда-то кем-то допущенных и приведших к трагедиям…
– В такой трактовке слов Аристотеля я бы с вами полностью согласился. Но я прочёл его слова несколько иначе: «История рассказывает о том, что БЫЛО, а искусство – о том, как ДОЛЖНО быть». История рассказывает о свершившихся фактах, где герои, исторические деятели, простые люди поступали так, как поступили. Иногда справедливо, иногда не очень, иногда просто подло. Но искусство должно утверждать добро и красоту, и в тех же ситуациях люди-персонажи художественных произведений должны поступать совсем по-иному. Казалось бы, будучи президентом США, самой могущественной в мире державы, обладая такой огромной властью и возможностями, можно было высадиться на Марсе, победить СПИД, победить голод в Африке, в конце концов вылечить тысячи тех, годами не мывшихся бездомных в самой Америке, которые, все в язвах и струпьях, каждую ночь, чтобы согреться, спят под дверями магазинов… Так должно было бы быть. И так часто поступают американские президенты в американских фильмах. И их население настолько в это верит, что, когда произошло сильное наводнение в Новом Орлеане, люди сами почти ничего не делали, а ждали, когда к ним на помощь приедет президент или Брюс Уиллис спустится с вертолёта по верёвочной лестнице и всех спасёт. Но в жизни президент самой богатой страны не смог обеспечить своих сограждан даже элементарной медицинской помощью, а в истории останутся только разбомблённые, разорённые страны и убитые люди. И в бессильной злобе и зависти к нашему лидеру, вдумчиво и последовательно решающему мировые проблемы, он пытается всячески нагадить нашей стране, используя Украину, как разменную монету. Такие дела.
– В марте вы подписали обращение российских деятелей культуры в поддержку политики Президента РФ Владимира Путина на Украине и в Крыму…
– Я снимал все свои фильмы, целиком или частично, в Крыму, хорошо знаю местных трудолюбивых и некичливых жителей, с удовольствием с ними работаю. Художница по костюмам Анна Кузнецова из Ялты, например, получила «Золотого орла» за наш фильм «Мастер и Маргарита». Поэтому, когда жители Крыма, с ужасом наблюдая бесчинства бандеровцев в Киеве, решили, что им не по пути с фашистской властью, и сначала на референдуме объявили о своей независимости, а затем попросились вернуться в состав России, я всецело их понимал и с чистой совестью поддержал. Там живут вполне вменяемые люди, которые всё понимают и всё осознают. И я считаю, что они могут и должны сами решать, как им жить и с кем дружить. Поэтому меня поразило заявление Ахеджаковой, которая сказала, что она соберётся с интеллигенцией Киева и они решат, где и с кем быть Крыму. Откуда такая гипертрофированная самооценка и уверенность, что она имеет право решать, где какому народу жить?! Прямо Сталин в юбке! Только он по своей личной прихоти выселял народы. Мы же не указываем, где ей жить! А то давайте отправим её куда-нибудь в Северную Корею, и пусть она там покомандует, поучит местных лидеров! Так же и люди Донбасса, я уверен, могут и должны сами решать свою судьбу. Хочу заметить, что всё население трёх прибалтийских республик составляет менее 6 миллионов, а население Донецкой и Луганской областей – более 7 миллионов да плюс мощнейший промышленный потенциал!
Мы ждали любых провокаций во время Олимпиады в Сочи, но игра оказалась сложнее: нам собирались поставить мат в два хода. В Киеве активизировали майдан, а в Чёрное море были введены два американских авианосца под предлогом защиты своих спортсменов. Но на самом деле они пришли на постоянную стоянку в Севастополе, где уже были подготовлены помещения для их штабов. Спасибо Юлии Тимошенко, которая сказала, что через месяц больше ни одного российского корабля в Крыму не будет, а в Севастополе будут стоять войска НАТО. Эта информация значительно ускорила принятие решений по присоединению Крыма к России. И как сказал наш президент: «Американские моряки – отличные парни. Но в Севастополе мы их ждём только как гостей». А за эти сведения Юлии Владимировне, конечно, спасибо, хотя она до сих пор является моей должницей: в недавно опубликованной её биографии сказано, что первоначальный капитал она заработала на моём фильме «Воры в законе», но авторских я от неё до сих пор не дождался!
Кстати, по поводу американских авианосцев в интернете была любопытная информация, где один из их моряков пожаловался, что когда они уже совсем близко подошли к Севастополю, над ними начал кружить российский самолёт. Они решили его попугать и попытались направить на него пушки. Но каково же было их изумление, когда они обнаружили, что вся их электроника оказалась вырубленной и ни одна пушка не работает! Кроме того, у них исчезла любая связь! Главным же шоком для американцев было то, что мы обладаем таким современнейшим оружием! Так они и продрейфовали почти неделю в открытом море, не имея ни навигации, ни связи со своим начальством. А крымчане тем временем смогли спокойно и мирно проголосовать, не испытывая никакого внешнего давления.
– Как вы думаете, какими будут дальнейшие действия РФ после возобновления киевскими властями военной операции в признанных Россией ДНР и ЛНР?
– Предсказать я ничего не могу, так как киевская хунта ведёт себя неадекватно и непредсказуемо. Донбасс ведь ещё до всяких военных действий только просил выслушать их, провести переговоры. Но помешала этому именно фашистская идеология киевской клики, которая считала ниже своего достоинства общаться, как выразился Яценюк, с «недочеловеками». Я считаю, что сейчас главное – это произвести принуждение киевских властей к миру. Заставить их прекратить войну, их отказаться от мысли, что они «сверхчеловеки», и усадить за стол переговоров.
– На экспертном совещании Общероссийского народного фронта в сентябре вы предложили запретить все американские фильмы для показа в наших кинотеатрах, пока действуют санкции Запада, и то же самое – на телевидении. В прессе поднялась волна протестов, дескать, это абсурд и неприемлемо, поскольку загонит россиян во времена холодной войны. Но разве сами западные санкции не восстанавливают тот период и те отношения? К тому же кинематография сегодня всё меньше имеет отношение к искусству и всё больше – к бизнесу…
– Дело в том, что американские кинопромышленники вывозят миллиарды долларов из нашей страны! Но вводя против нас санкции, они оскорбляют нашу страну. Я считаю, что раз они едят с нашего стола, то не имеют права плевать на этот стол. Многие голливудские деятели поддерживали Обаму на выборах, поэтому они могли бы его убедить действовать в отношении нашей страны более деликатно. Наше же правительство в условиях санкций поддержало производителей сельскохозяйственной продукции. Так почему бы правительству не поддержать и наших кинопроизводителей? Хотя бы на период санкций. Ведь не секрет, что в российском прокате практически всё экранное время занимает именно американское кино. Когда я просил владельца одной из киносетей взять в прокат мой фильм «Королёв», он сказал: «Мне фильм нравится, но у меня на два года все сеансы отданы американцам. Если я сдвину хотя бы один сеанс, то меня ждут неслабые штрафные санкции, да ещё и не дадут потом «Аватар-2»!»… В Голливуде хозяйство плановое, поэтому при запуске фильма сразу же определяется и день его выхода в прокат, хоть это и будет года через два-три. Да ещё они договариваются, чтобы два блокбастера ни в коем случае не выходили в один день!
Как член академии «Золотой орёл» я в конце каждого года получаю для оценки практически все созданные у нас за этот год фильмы. И за последние годы было выпущено огромное количество самых разных, в том числе и замечательных фильмов, получавших призы на самых разных кинофестивалях. Но они не были ни в прокате, ни на телеэкранах! Поэтому я и предложил провести наравне с годами Испании, Италии, Англии, Франции в России, ГОД РОССИИ В РОССИИ! Выпустить наконец в прокат фильмы моих товарищей по профессии хотя бы за последние 10 лет, поддержать отечественного кинопроизводителя! А что касается американского кино, то за последние два года я бы отметил только два фильма: «Гравитация» и «Полночь в Париже». Ведь в Голливуде продавцы хитрые: они продают кино в пакете. К одному блокбастеру в пакет попадает ещё 20 штук «гарнира», который и засоряет ежедневный наш прокат. К примеру, толпа желающих посмотреть мой фильм «Воры в законе» выломала стеклянные двери в кассу! А сейчас на долгожданный фильм «Мастер и Маргарита» в том же, но уже 12-зальном «Октябре» был выделен только один сеанс в одном зале. Мне звонили люди, обеспокоенные тем, что не могут достать билеты, но везде вокруг – во всех одиннадцати залах! – шёл американский «гарнир»...
– Многострадальный фильм по многострадальному роману «Мастер и Маргарита» до сих пор доставляет вам проблемы – ведь зритель видел лишь сокращённую двухчасовую картину, а полная режиссёрская версия на 3 часа 20 минут (200 минут) пока не издана?
– Мне тоже очень жаль, что уже 20 лет моя полная авторская версия так и не вышла в свет. По просьбе продюсеров я сделал двухчасовую версию для проката на Западе. Её успел посмотреть отборщик Каннского фестиваля, ждал фильм и приглашал в течение шести лет, но продюсеры так и не пустили его никуда. В то время я готовился к съёмкам в космосе на станции «Мир», но для полёта подготовленного к старту Володи Стеклова не хватало денег. Голливудские продюсеры могли дать денег, но они хотели убедиться в моей профпригодности, просили показать «Мастера и Маргариту». Им тоже продюсеры фильм не показали, и полёт Стеклова не состоялся. Причём мне тогда же прислал письмо Джеймс Кэмерон, где просил «famous Russian film director Yuri Kara» (знаменитого русского кинорежиссёра Юрия Кара. – Авт.) поделиться опытом съёмок космических объектов. Так моя международная карьера и не состоялась. Хотя могла не состояться и российская.
Когда я снял свой дипломный фильм «Завтра была война», в то время о сталинских репрессиях было запрещено даже заикаться! На приёме картины в Госкино СССР устроили настоящее судилище: выступили 12 редакторов и каждый из них сказал, что такой фильм в прокат выпускать нельзя, причём каждый из них придумал свою причину – почему именно. Но в конце встал Армен Николаевич Медведев, в тот момент Главный редактор Госкино СССР, и сказал: «А я считаю, что фильм выпускать можно. И нужно!» А через год, после главных призов на кинофестивалях в Испании, Франции, Польше, ФРГ, мне вручили «Золотую медаль имени А. Довженко» – «За лучший фильм на героико-патриотическую тематику». Такие дела.
– Вы часто обращаетесь к экранизациям литературных произведений: «Мастер и Маргарита» по роману Михаила Булгакова, «Воры в законе» по повести «Чегемская Кармен» и политическая сатира «Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным» по Фазилю Искандеру, «Приз – полёт в космос» по мотивам романа Чингиза Айтматова «Тавро Кассандры» (который так и не состоялся), «Гамлет. XXI век» – современная версия трагедии Шекспира, собирались ставить «Власть тьмы» Толстого…
– Как сказал классик, «С великими общаясь, сам растёшь...». Мне посчастливилось учиться у Великих Мастеров – Сергея Аполлинариевича Герасимова и Тамары Фёдоровны Макаровой. Посчастливилось пообщаться и поработать с Борисом Васильевым, Фазилем Искандером, Александром Гельманом. Так и не получилось снять с ними фильмы, но неизгладимое впечатление оставили встречи с Василием Аксёновым («Остров Крым»), Чингизом Айтматовым («Тавро Кассандры»), Аркадием Стругацким («Пикник на обочине»)… Я не люблю читать критику и толкователей, предпочитаю общаться с писателями напрямую – как с живыми, так и с книгами ушедших.
– Объективная сложность экранизации – перенос слова в изображение. Что лично для вас в этом процессе самое главное?
– Кино и литература – два самостоятельных вида искусства, имеющих свои законы и средства выразительности. Для меня важно точно передать дух и смысл литературного произведения, то есть найти его экранный эквивалент. С гордостью могу сказать, что Альфред Шнитке, который на тот момент уже 10 лет не писал музыку для кино, а сочинял только «чистую музыку», посмотрев отснятый материал «Мастера и Маргариты», тут же согласился написать музыку к фильму. Он сказал, что его приятно удивило то, что я смог сохранить дух великого романа, его полифоничность и эклектичность, точно передать и философию религиозных сцен, и фельетонность московских эпизодов.
– В одном из интервью вы рассказывали, что прочитали этот роман в 14 лет в машинописном варианте и получили впечатление на всю жизнь. Но литература Булгакова всё-таки считается сложной, требующей расшифровки смыслов и посылов…
– Михаил Булгаков, на мой взгляд, самый разносторонний, разностилевой писатель. Всё-таки по стилю, по нескольким строчкам всегда можно узнать Льва Толстого, Достоевского, Чехова… А у Булгакова всегда настолько разные стили, что можно подумать, что это писали разные писатели! «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита», «Театральный роман»... Но для экранизации всех этих произведений найти одного «разностилевого» режиссёра трудно. Поэтому Алов и Наумов сняли только «Бег». Я – «Мастера и Маргариту». А у Бортко мне нравится «Собачье сердце».
– Снимая «Гамлета», вы услышали разговор массовки: «Ну что, когда уже Гамлет встретится с Джульеттой?» (Кстати, неплохой можно было бы придумать фильм об этой встрече!) Как вы полагаете, почему молодёжь сейчас так мало знает – это проблема образования, нелюбопытство, непривлекательность классики с её «надоевшими» вечными темами или что-то ещё?
– Андре Моруа в своём романе «Три Дюма» пишет, что автор «Трёх мушкетёров» прочёл первую книгу только в 22 года! До этого он занимался охотой, девушками и т.д. Но Моруа говорит, что это-то и хорошо! Потому что обычно всех заставляют читать классику в школе, а дети её не понимают и потом всю жизнь ненавидят. Я прочёл «Анну Каренину» во втором классе. Не понравилось. Я увлёкся математикой, потом физикой. Был даже победителем Донецкой областной олимпиады по физике, за что получил приглашение в Киевский университет на поступление без экзаменов. Но я поступил на специальность «физика металлов» в Московский институт стали и сплавов. В результате в 20 лет я прочёл «Идиота» и был просто потрясён! Сразу же прочёл «Войну и мир», снова «Анну Каренину». Понравилось! Уже во ВГИКе я прочёл полностью всю программу и отечественной, и зарубежной литературы и восхищался её развитием от древнегреческой трагедии, через средневековое Возрождение к современности. К слову сказать, мне так нравилось учиться в Институте кинематографии, что я получал только «пятёрки», за что на 4-м курсе получил стипендию имени Сергея Эйзенштейна. А на 5-м курсе мне хотели дать Ленинскую стипендию. Я пытался сопротивляться, считая, что стипендия Эйзенштейна для режиссёра является более престижной, но мастера курса заставили меня принять Ленинскую, так как это было более престижно для мастерской… Поэтому что сказать? И во времена Дюма, и в наше время молодёжь классику читать не любит. Как её заинтересовать? Возможно, снимать интересные фильмы, после которых школьники и студенты будут тянуться к книгам.
– Большинство ваших картин идёт к зрителю через тернии, вы постоянно сталкиваетесь с какими-то невероятными осложнениями в работе и прокате! При этом снимаете по-настоящему зрительское кино – понимаете, что интересно и нужно людям. Вы очень сильный человек с бойцовским характером… Почему вас так часто судьба проверяет на стойкость и выносливость, почему столько перипетий, и где вы находите силы для сопротивления и отстаивания своих позиций?
– Как сказал царь Соломон: «Возьми всё, что хочешь, но заплати за это». Поэтому за каждый свой фильм я расплачиваюсь собственным сердцем, своей кровью, нервами, здоровьем. Но я не жалуюсь, потому что люблю делать кино, мне это безумно интересно! В кино ты можешь кроме своей жизни прожить жизни своих героев, пожить не только в наше время, но и в прошлом, и в будущем, в разных странах, на разных планетах! Когда я с грустью пожаловался своему другу, замечательному актёру Олегу Видову, что у меня, в отличие от него, так и не сложилась карьера в Голливуде, он неожиданно сказал: «Зато у тебя есть семья!» Что ж, он прав. Семья стоит Голливуда! И силы я черпаю в кругу моей семьи - у супруги, окончившей консерваторию по классу фортепиано, и моей дочки, окончившей факультет журналистики МГУ. Иногда они помогают мне и на съёмках: супруга сыграла Низу, соблазнившую Иуду-Верника в «Мастере и Маргарите», а дочь – Офелию в фильме «Гамлет. XXI век».
– Вы трижды обращались к теме космоса. Одна из попыток не удалась, в 2007 году вышел фильм «Королёв», а сейчас снимаете продолжение истории Сергея Королёва – «Главный конструктор». Расскажите, пожалуйста, о вашей новой работе, когда мы её увидим?
– Сейчас я стараюсь закончить фильм «Главный конструктор» при поддержке Роскосмоса и ОАО «РЖД» к 18 марта 2015 года, когда будет праздноваться 50-летие выхода в открытый космос первого человека – Алексея Леонова. Именно этот запуск оказался последним для Сергея Павловича Королёва. Наш фильм мы хотим сделать более реальным, чем те как бы документальные кадры запусков космонавтов, которые на самом деле переснимались позже, когда все волнения были позади. Населению нельзя было показывать, что на космодромах бывают неполадки, ведь из космоса и Гагарин, и Леонов из-за неполадок могли вообще не вернуться! Наш фильм – не о «железяках», а о мужественных и целеустремлённых людях. Мы расскажем с высоты новых знаний о секретах тех времён.
Не люблю раскрывать свои планы, но я действительно хочу снова обратиться к теме космоса. Хочу рассказать историю ещё одного полёта Алексея Леонова – «Союз-Аполлон». Для меня это самое значимое событие в отношениях между нашими странами. Хотелось бы дожить и до того времени, когда мы с американцами как друзья встретимся на Марсе. А фильмом напомнить им о великом подвиге конструкторов, космонавтов, астронавтов, и самое главное – политиков! Хотя ещё в 1988 году на кинофестивале в Токио я предложил Оливеру Стоуну в разгар боевых действий в Афганистане снять двухсерийный фильм об одних и тех же событиях, но первую серию снимет он с американской точки зрения, а вторую я – с нашей точки зрения. Оливер грустно покачал головой: «Боюсь, у нас такое не разрешат». Я был поражён. Как же так?! У вас же свобода, демократия, а у нас только-только началась перестройка!.. Так что и фильм о встрече «Союза» и «Аполлона» там могут не показать. Но если мне всё-таки удастся снять этот фильм, то я бы хотел сам полететь на МКС, чтобы на месте руководить съёмками в космосе.
Беседовала Арина АБРОСИМОВА
Мне очень приятно знать, что я и замечательный писатель, гражданин и просто прекрасный человек Юрий Поляков родились в один день и в один год. В этот день я хочу пожелать ему следующее. В Ветхом Завете сказано, что Бог определил человеку жизнь в 120 лет. Значит, мы сейчас находимся на пике нашего Земного срока. Желаю тебе и себе не терять бодрости и ритма жизни и в остальные полсрока! И во все эти годы – здоровья, здоровья и здоровья!
С уважением, кинорежиссёр Ю.В. Кара