Хорошо, когда на театральную сцену приходит хорошая литература. Хорошо, когда её ставит вдумчивый, серьёзный режиссёр и играют талантливые актёры. Ибо хорошая литература проникает в сердце, становится частью личности, и очень важно, чтобы интерпретаторы не испортили впечатление, чтобы дали возможность встретиться с любимыми героями, погрузиться в известный до мельчайших подробностей сюжет…
Художественный руководитель московского театра «У Никитских ворот», народный артист России Марк Розовский с почтением относится к классике: за 36 лет жизни театра осуществлено более 170 постановок, при этом почти все репертуарные спектакли – это обращение к лучшим образцам мировой и русской литературы и драматургии. Среди авторов – У. Шекспир, Ги де Мопассан, Т. Уильямс, С. Беккет, Н. Карамзин, Д. Фонвизин, А. Грибоедов, А.Чехов, Л. Толстой, А. Куприн, В. Шукшин… Естественно, за эти годы М. Розовский несколько раз обращался и к творчеству А.С. Пушкина.
И вот новая встреча – повесть «Капитанская дочка», одно из любимейших пушкинских произведений режиссёра. По его признанию, он познакомился с героями этой истории в возрасте восьми лет и с тех пор прочёл её раз пятьдесят от корки до корки и, наверное, раз сто – по отдельным главам. Ибо решился на попытку книжное чудо превратить в чудо театральное – сделать «Капитанскую дочку» на сцене «У Никитских ворот» в сложнейшем жанре «русского мюзикла». Идея создания этого музыкального спектакля родилась у Марка Розовского в середине 80-х годов прошлого века, когда он работал над постановкой мюзикла «Бедная Лиза». Однако осуществить свой замысел режиссёр смог только через три десятилетия, написав либретто и тексты песен. Соавтором стал давний единомышленник М. Розовского, один из главных мелодистов советского и российского кинематографа народный артист России Максим Дунаевский. Музыки, как и положено в мюзиклах, в спектакле много – более 30 номеров, вокальных и танцевальных. Здесь нужно отдать должное высокому уровню подготовки, который продемонстрировали драматические артисты (балетмейстер Антон Николаев, хормейстер Екатерина Гусар). Спектакль смотрится на одном дыхании, диалоги естественно перетекают в дуэты, поединки на шпагах и драки с топорами и рогатинами превращаются в танцы. Минималистичные декорации (Станислав Морозов) и потрясающие костюмы (Мария Данилова и Денис Шевченко) усиливают впечатление. По замыслу режиссёра в спектакле доминируют три цвета: серый (чернь, солдатские и офицерские мундиры), красный (бунтовщики во главе с Пугачёвым) и золотой (императрица и её двор). Земля, кровь и великолепие… Хочется отметить и ряд сценических находок, создающих образы, понятные зрителям любого возраста.
Наиболее яркие характеры спек-такля – антиподы Пугачёв и Екатерина II, впечатляющие актёрские работы Александра Масалова и Натальи Корецкой, великолепные вокальные данные и царская осанка которой определяют финал. Прекрасный дуэт актёров Дарьи Щербаковой и Никиты Заболотного заставляет с волнением следить за историей всепобеждающей любви двух юных сердец. Заслуженный артист России Андрей Молотков оказался именно тем Савельичем, которого мы полюбили в детстве, старым преданным ворчуном, готовым ради своего любимого барчука пойти на смерть.
Три часа захватывающего действия, простые и ясные истины – борись за любовь и береги честь смолоду – и бурные аплодисменты по окончании спектакля. Школьники кричали «браво!». Хорошую литературу в театре «У Никитских ворот» поставили хорошо!
Иван Валентинов