В январе на канале «Россия 24» показали документальный фильм «Николай Вавилов. Накормивший человечество». Такие дефиниции – «накормивший человечество» – были в ходу разве что в «тёмные времена», когда это человечество жило в окружении богов и мифических героев. Тогда люди твёрдо знали, что Прометей дал им огонь (за что был жестоко наказан Зевсом), человек-рыба Оаннес научил шумеров письменности и математике, – список героев-благодетелей можно продолжить, но стоит ли в него включать академика Н.И. Вавилова, хотя и репрессированного Зевсом-Сталиным?
Предполагалось, что дорогостоящие экспедиции Н.И. Вавилова обогатят сельское хозяйство страны новыми ценными культурами, однако внедрёнными оказались лишь «несколько сортов бамбука, многие виды эвкалипта и хинное дерево» (Ф.Х. Бахтеев «Выдающиеся советские генетики», М., 1980). Для сравнения, в те же времена, в начале ХХ века, в США лишь в результате экспедиций Д.Г. Фэйрчайлда (зятя изобретателя телефона Александра Белла) внедрили более 200 000 (двести тысяч) культурных растений. Оттого – хотя, конечно, и по другим причинам – американские фермеры в разные годы производили продукции на суммы, превышающие мировую добычу золота. Дело в том, что американцы заимствовали высокоурожайные сорта из стран с достаточно развитым сельским хозяйством, тогда как Вавилов, путешествуя по всем континентам, наибольший интерес проявлял к диким местам, вроде Эфиопии и джунглей Амазонки. За это его избрали президентом Всесоюзного географического общества, а также членом Американского и других географических обществ. После труднейшей экспедиции по Афганистану Географическое общество СССР присудило Николаю Вавилову золотую медаль имени Н.М. Пржевальского – «за географический подвиг». Только вот пользы для сельского хозяйства те героические путешествия не принесли.
«По закону жанра» (или, если угодно, по теории архетипов К. Юнга), следует, что герою должен противостоять антигерой, «трикстер». В Библии такие пары – Авель и Каин, в средневековой легенде – Фауст и Мефистофель, у Льва Толстого – Кутузов и Наполеон. Антигерой трикстер – обычно ловкач, обладающий некоторыми положительными чертами. Каин, например, научил людей кое-чему полезному, в русской сказке Иван-дурак привлекательнее своего умного, но скучного старшего брата. Так вот, по фильму, трикстером рядом с героем без страха и упрёка Н.И. Вавиловым помещён жулик Т.Д. Лысенко. Однако определение «жулик» следует отнести к советской мифологии, в которой Лысенко оболган, причём академик Сахаров в Академии наук открыто обвинил Лысенко в убийстве Вавилова, внеся важный вклад в травлю. Тем не менее традиционная селекция, которую поддерживал Лысенко, продолжает процветать, тогда как ГМО, генетически модифицированные объекты, вызывают опасения, особенно в питании детей. Практический вклад Лысенко академик Н.П. Дубинин в книге «Вечное движение» подытожил словами: «Агротехнические решения Лысенко спасли сельское хозяйство СССР». А о его антагонисте тогдашний нарком земледелия И.А. Бенедиктов сказал (в 1980 году): «Работы Вавилова и его последователей каких-либо практических результатов не обещали даже в обозримом будущем, не говоря уже о тогдашнем настоящем». Теоретические разработки Лысенко также очень важны, и его можно считать основоположником «эпигенетики», изучающей влияние внешней среды на наследственность. Так, кто же в паре Вавилов–Лысенко герой, кто трикстер?
Симпатии авторов фильма к личности Н.И. Вавилова столь велики, что трогательно подробно представлены его отношения с юной ассистенткой, ставшие причиной развода с первой женой. Цитированы любовные письма, упомянуто свадебное путешествие по Италии («Я хочу тебе показать Италию» – это 1927 год, когда в СССР ещё были голод и разруха), и всё подано возвышенно-романтически, хотя, кажется, произошло обыкновенное, по профессорской поговорке: «жёны стареют, а второкурсницы всегда молоды».
Н.И. Вавилов путешествовал, заводил знакомства на Западе (включая опасные с точки зрения НКВД), имел там счета в банках и, главное, растрачивал государственные средства без отдачи. Такое в 30-е годы квалифицировалось как «вредительство». После ареста в 1940 году он подписал все обвинения, кроме обвинения в шпионаже. Если действительно подвергался пыткам, тогда непонятно, почему отверг «шпионаж»? Вообще невозможно судить о следственных делах, не читая их. Помнится, в перестроечный период громко звучали требования «открыть архивы» и было убеждение, что откроется ужасное. Однако архивы открыли, сам Владимир Буковский в них порылся со суперсканером, но не обнаружилось ничего существенного, чего не было бы известно раньше. Наверное, после открытия архивов следовало бы сделать доступными судебные дела медийно значимых репрессированных, разумеется, с комментариями. Почему бы не устроить это на мониторах в музеях ГУЛАГа?
В.И. Пыженков после анализа работ и биографии Н.И. Вавилова заключил (как представляется, с полным основанием): «Всемирную известность доставили ему не его научные открытия, а его трагическая смерть».
Михаил АНОХИН, профессор, доктор медицинских наук