Западный империализм теснит Россию, лишает общего будущего народы распавшегося Союза... Бандеровские бандиты завоёвывают Украину... Русскоязычная Украина в опасности...
Собственно, так оно и есть, но не будем упиваться положением обиженного. Надо жить дальше. И потому важнее проанализировать стратегические ошибки двух близких стран.
Итак, Янукович как политик пропал. Партия регионов стремительно разваливается. Ветер дует в паруса радикалов – тех, кто молится на портреты Бандеры. Их голос слышен даже в русскоязычных областях, которые остались без лидеров, без идеологии, а потому в любых выборах будут выполнять роль статистов. Уходящая политическая элита заработала репутацию лживой и проворовавшейся. Тут уж бунт неизбежен.
А за что борются победители – боевики из «Правого сектора», взявшие в свои руки столицу, рядом с которыми притулились и обиженные «януковичами» киевляне, и деловитые болельщики Евросоюза, и затурканные безработицей горемыки?..
Цель мятежа – смутная, скорее – блажь, чем рациональная задача. Призрак свободы, дух потасовки, тут главное – дать жару. Каждый видит в призраке свободы своё. Одни – торжество украинской нации, другие – чистоту европейских мостовых и социальные гарантии, третьи – посрамление «олигархов» и коррупционеров, четвёртые – героическую казацкую вольницу...
Объектом ненависти вдруг оказался Ленин, который немало сделал для того, чтобы современная Украина стала страной обширной и многонаселённой. Тут важно вот что – ненавидят не столько памятники, сколько советскую эпоху. Этим людям кажется, что Украина в те годы потеряла шанс на некое «европейское развитие» в стиле Австрии или Дании. Идеология, государственный миф независимой Украины строятся на отказе от общего с Россией наследия.
Не будем утешаться иллюзиями: наиболее пассионарными в эти дни оказались антироссийские силы. Именно они будут теперь определять жизнь и политику на Украине.
Для постреволюционного руководства Украины крайне правые теперь — авторитет.
И никто не возражает, когда лидер «Правого сектора» говорит: «В Украине должна быть украинская власть: в бизнесе, политике и культуре должна преобладать титульная нация. Надо провести принудительную украинизацию. Русским не понравится? Ну и пусть у…ют обратно в Россию! А не хотят – мы поможем. Русские – это вообще не славяне, а татары и финно-угры. Сами бухают, наркоманят, но себя мнят империей и хотят загнать нас в свой «Таёжный союз». Мы этого не допустим!.. А дальше мы пойдём освобождать наши земли. Воронежская, Курская, Белгородская области и Кубань – это всё украинские территории!»
Все молчат, когда Тягнибок, лидер партии «Свобода», выступая на майдане, заявляет, что в новой Украине должно появиться министерство национального самосознания, в стране должен быть введён статус «негражданин Украины», надо запретить использование русского языка, ввести уголовную ответственность за его применение. Не просто молчат. Верховная рада торопливо признала утратившим силу закон о принципах государственной языковой политики, который предусматривал расширение использования языков национальных меньшинств, в том числе и русского. Закон вводил возможность официального двуязычия в регионах, где более 10 процентов жителей считают родным язык, отличный от украинского. Региональным признали русский язык, например, Одесский областной и городской советы, а также горсоветы Харькова, Херсона, Николаева, Запорожья, Севастополя, Днепропетровска и Луганска. Теперь его запретят, а новый закон обещал написать лично Тягнибок. Легко представить, что это будет...
Что же делать в такой ситуации России? Опять надеяться купить дружбу путём понижения цены на газ и многомиллиардных инвестиций в украинские евробонды? Так ведь не работает эта политика. Несмотря на богатырский размах затрат, российская дипломатия не выстроила на Украине никаких прочных построек. Просто наблюдала, как на Украине любой негатив тупо связывается с Россией. В политике недостаточно позвенеть серебром и гаркнуть: «Нет – так не надо, а то другую найдём!» Побеждают те, кто умеет последовательно и терпеливо гнуть свою линию.
Правда, можно сказать, что бесповоротного выбора Украина пока не сделала. Во-первых, география и история не позволяют сделать это так просто. А во-вторых, слишком многим в элите, которой предстоит очередная война за передел собственности, выгодна ситуация хаотической неопределённости. Тут как в старом анекдоте про потомственного адвоката, который радостно сообщил отцу: «Я выиграл дело Иванова!» и получил в ответ: «Ну и дурак. Дело Иванова нас тридцать лет кормило!» Но это всё утешение невеликое.
Хмель бунта не выветрится скоро. К тому же многие серьёзные господа в мире хотели бы превратить Украину в Дикое поле. В таком состоянии она их вполне устраивает. Правда, при этом жизнь простых граждан в стране надолго станет невыносимой, но... Это уже проблемы самих этих граждан. Они же – громадяне.
И всё же почему тысячи активных украинцев ринулись в отчаянную драку? Неужели им нечего терять? Только не надо всерьёз говорить о высоких идеалах свободы – они во все времена были и будут прикрытием корыстных интересов. Да и не нужна майдану демократия. Ему нужны победы, ему нужна власть. Разве согласятся активисты противостояния с результатами новых выборов, если на них победит не их ставленник?
Боюсь, многие украинцы попали во власть мелочной национальной спеси и не хотят видеть, что их беды последних двадцати пяти лет связаны не с коварством Москвы, а с распадом общей страны.
К сожалению, сегодня политика превращается в шоу, в котором провокаторы и лицедеи теснят тех, кто мог бы профессионально управлять индустриальной державой.
В результате элита приобретает европейский лоск, а в промышленной глубинке наступают разруха и варваризация. Погромы онлайн, баррикадные бои в прямом эфире, угоревший Киев – такие зрелища изменяют сознание. Боюсь, со многими на Украине это уже произошло. Наверное, угар рассеется когда-нибудь. Но что тогда? Ни победители, ни рядовые участники, ни зрители этого просто не знают.
А вот и самый грустный для нас вывод: современная Россия, несмотря даже на финансовое благополучие последнего десятилетия, малопривлекательна для соседей. Их гипнотизируют огни Европы. Всё, что связано с Россией, с общим прошлым, кажется чем-то устаревшим, отжившим своё – как грузовик ЗИЛ-130. Такова репутация нашей страны и её истории в глазах соседей и недавних соотечественников. Украинцам сегодня не свойственна ностальгия по СССР, а тем более – по Российской империи. Годы ежедневного облаивания общего прошлого по всем украинским телеканалам и СМИ не проходят даром. Тем более к этому облаиванию с охотой и рвением присоединяются и наши деятели.
У России – узкое пространство для дипломатического маневра на Украине. Может быть, остаётся найти в братской стране политическую партию, которая отстаивает интересы русских на Украине и с уважением относится к нашей стране. Найти и поддержать её на ближайших парламентских и президентских выборах, которые не должны превратиться в «пир победителей» с майдана.
До сих пор такие приёмы России не удавались. Получится ли теперь? Никакой уверенности тут нет. Но самое глупое – заявлять, что нам никакого дела нет до украинских дел, а потом обижаться, что нас не любят, а потом судорожно покупать любовь, а потом снова обижаться, а потом опять покупать...
Научимся думать и действовать, может быть, и воссоединим народы, которые порознь всё-таки не найдут счастья.