21 апреля в Донецк съехались российские журналисты, эксперты, депутаты для участия в конференции «Единство русских: защита прав и свобод». Если судить по названию, темой обсуждения должна была стать помощь России жителям ЛДНР, однако устроители определили цель форума по-другому: разработать меры поддержки русских, оказавшихся в юрисдикции Украины.
Вообще после распада СССР, а особенно в последние семь лет, русские (да и те, кто относит себя к советской идентичности) оказались в противоестественной роли потерпевших. «Потомков победителей» особенно деморализовали процессы, происходящие на Украине, война на Донбассе. Глубокая психотравма вызвана чувством бессильной ярости, и воинственные ток-шоу не компенсируют разрушительной природы этого чувства. Миллионы русских живут с ощущением невосторжествовавшей справедливости, ведь до сих пор не наказаны сжигавшие людей в одесском Доме профсоюзов, наносившие авиаудары по Луганской администрации...
Но ещё сложнее русским, живущим в ЛДНР. На их долю выпала настоящая война, тяготы жизни непризнанной территории: даже в центре Донецка сегодня слышна канонада, а на линии разграничения по-прежнему гибнут ополченцы и гражданские. А ещё там комендантский час, безработица, безденежье, деиндустриализация, блокада.
Но есть и преимущества – не только ценностные, но и просто бытовые. В народных республиках можно называть себя русскими, нацистов – нацистами, можно возложить цветы к памятнику Ленину 22 апреля, а 9 мая пройти в колонне «Бессмертного полка». Здесь можно в упрощённом порядке получить российское гражданство, проехать на трамвае за шесть рублей, по минимуму тратиться на коммуналку, вакцинироваться, здесь даже можно курить в общественных местах, гостиницах, ресторанах. Последнее из перечисленных преимуществ вскружило голову московским участникам форума: на обратном пути группу представителей российских СМИ оштрафовала погранслужба – медийщики вышли на российском КПП и тут же по инерции закурили, напрочь позабыв, что свобода осталась в ДНР...
В 2014 году Донбасс оказался перед выбором. Гамлетовскую дилемму большинство решило в пользу сопротивления, под ударами судьбы не смирилось. Спустя семь лет, возможно, кто-то и пожалел, ведь одно дело – «крымский сценарий», другое дело – «приднестровский вариант». Но, общаясь с дончанами, убеждаешься, что понятие «свобода» для них не пустой звук, хотя и усталость накопилась, и кроме искренней благодарности России немало обид, самая главная из которых связана с нерешительностью Родины-матери.
Об этом говорили не только в кулуарах, но и с трибун форума. Представители власти, конечно, были дипломатичны, а вот «простые люди» в выражениях не стеснялись. Не до церемоний, когда к микрофону выходит ополченец с боевыми наградами, жительница Енакиево, потерявшая ногу после обстрела, сельская учительница украинского языка, дом которой сровняла с землёй украинская артиллерия.
Но всё же главной темой форума стали не претензии, не обсуждение того, что должна Донбассу Россия, а помощь русским, русскоязычным, которые остались на территориях, подконтрольных Украине. Власти ЛДНР обнародовали план, по которому материальную помощь будут получать преподаватели истории, русского языка и литературы, ветераны Великой Отечественной, многодетные семьи, живущие «по ту сторону». Кроме прочих гуманитарных программ планируется даже издавать на русском Донбассе произведения русскоязычных писателей Украины.
ДНР и ЛНР предстали в новом качестве – субъекта помощи, выступили с позиции сильного. И этот опыт стоит взять на заметку. Изжить комплекс потерпевшего можно только действием. Тем более что уже все «красные линии» противником пересечены.
Олег Пухнавцев