Наталья Старосельская
Когда в небольшом городе, не имеющем театрального прошлого, открывается театр, это становится событием: порой не слишком долговечным, порой постепенно притягивающим зрителей разных возрастов, а затем и внимание разных фестивалей, лабораторий, словно расходящиеся по воде круги.
30 сентября 2002 года по инициативе главы местного самоуправления А.А. Кретова в городе Губкин Белгородской области открылся Театр для детей и молодёжи. И прошли годы, прежде чем он по праву завоевал известность в России. Во главе этого коллектива – директор Ирина Николаевна Пьяных и художественный руководитель Ирина Сергеевна Суханова, красивые, яркие и элегантные женщины, полные энергии и влюблённые в своё дело. Их встреча – одно из чудес, которыми нечасто одаривает судьба. Ирина Пьяных в 2016 году стала директором, получив далеко не самое лучшее хозяйство: в репертуаре было всего три спектакля, поставленные артистом Белгородского театра имени М.С. Щепкина Сергеем Денисовым. Они пользовались успехом, но массово привлечь в зал зрителей не удавалось. Удалось, когда эти две по-настоящему творческие личности, Пьяных и Суханова, встретились. Это случилось в 2019 году, когда в театр приехала Ирина Суханова – замечательная актриса и режиссёр Северодонецкого театра драмы. Перебравшись в Россию с частью труппы, Ирина Сергеевна проработала несколько лет в Борисоглебском театре, а затем с актёрами приехала в Губкин, где ощутила единомыслие, душевную близость и единство устремлений с обитателями губкинского театрального пространства.
Зрители потянулись в театр, почувствовав в нём центр культурной жизни города. Помогли в этом и детская студия, и клубы для самых разных возрастных групп. Одним из первых спектаклей, поставленных Ириной Сухановой, вызвавших большой интерес зрителей и критики, стал «Хандрить по-русски» по пьесе Н.А. Некрасова «Осенняя скука». Пресловутая русская тоска – вечная и неизбывная, рассеянная по миру, она зовётся лишь по-разному: байронизмом, поэтическими комплексами той или иной эпохи и т.д. Ирина Суханова заставила всерьёз задуматься над трагизмом человека, неожиданно впервые осознавшего, что он растратил свою жизнь на бездумную праздность. И постепенно стихает смех в зале, и едва ли не каждый зритель задумывается невольно о чём-то своём…
Затем довелось увидеть гоголевскую «Женитьбу», вызвавшую фейерверк восторга! Подобные чувства счастья в театре, к сожалению, мы испытываем всё реже и реже. Иногда трудно объяснить, из чего оно складывается, потому и было так дорого то, что довольно редко увидишь в театрах столичных: работа увлечённой, крепко спаянной команды, которая исповедует свою религию, индивидуальности замечательных артистов (жаль, что не назвать каждого!), и в этом пространстве творит свободно и легко. Мощная энергетика идёт от всех исполнителей, одаривая каким-то немыслимым зарядом зрительный зал.
Безупречное чувство формы и стиля, точно разобранные и «присвоенные» каждым исполнителем характеры. Невозможно забыть те радость представления, лёгкость импровизаций, что волной охватывали зрителей, начиная с фойе театра. Это яркое, с лёгким «хулиганским» оттенком, стремительное и смешное действо началось ещё в фойе, когда сваха Фёкла Ивановна в шутовском костюме в сопровождении трёх девушек-невест, играющих на различных музыкальных инструментах, пела, плясала и заигрывала с толпой зрителей песенкой о «невероятном происшествии». Но какое бы веселье ни царило в зале на всём протяжении спектакля, сколько бы смеха и аплодисментов ни прерывало реплики, а финальный полёт Подколёсина в свободу вызвал невольную грусть от невероятности этого происшествия, когда, казалось бы, всё было улажено...
Ирина Суханова превратила город Губкин в настоящую театральную и крайне необходимую зрителям всех возрастов точку Белгородской области. Во время третьего фестиваля «Интонация», в летние вечера выходных дней, когда люди устремляются прочь от города, когда часто слышится звук сирены и предупреждения о ракетной угрозе, а перед началом спектакля подробно рассказывается, как необходимо пройти под руководством администраторов в подвальное помещение, к театру идут нарядные люди (многие с цветами), на лицах которых – ожидание встречи с любимым театром. Наверное, только в такие минуты понимаешь, как необходимо людям это великое искусство под названием Театр, как много скрыто в этом слове для души и ума…
Спектакль «Саня, Ваня, с ними Римас» Владимира Гуркина Ирина Суханова поставила с глубоким проникновением в характеры, обстоятельства, события. Мне довелось видеть спектакли по этой пронзительной пьесе о войне без войны пять раз в разных театрах страны. Но Ирина Суханова ввела в спектакль персонажа, о котором лишь упоминается в пьесе: муж одной из сестёр, Анны, Михаил появляется дважды, что эмоционально действует на зрителя как знак ещё неведомой беды: безногий инвалид Гражданской войны, человек, который на специальной тележке с помощью «утюгов» передвигается безмолвно у задника. И так выразителен его пристальный взгляд на сестёр жены с мужьями, беззаботно смеющимися над председателем, что проникаешься трагедией того, кто так остро ощущает свою «неполноценность» в дружной и счастливой большой семье. И то, что Михаил повесится, воспринимается особенно трагично: ведь мы увидели его своими глазами и осознали одиночество этого человека… В спектакле каждая деталь обдумана, органична, именно благодаря этому создаётся атмосфера абсолютной достоверности происходящего. Все персонажи, все реалии воспринимаются естественно, без пафоса и назиданий. Отрезок жизни живых, эмоциональных, глубоко чувствующих не только свою, но и чужую боль людей…
Мне не раз посчастливилось видеть эти спектакли, писать о них, подробно говоря о замечательных артистах труппы, об Ирине Сухановой не только как о режиссёре, но и как о многоплановой, яркой актрисе. Из последних на сегодня стал спектакль «Анджело. Игра в бесконечность», объединивший поэму А.С. Пушкина и шекспировскую «Мера за меру» в единое сложносочинённое действо через эстетику театра Бертольта Брехта. Выразительное, малоизвестное большинству зрителей пространство поэмы и трагедии, казалось, само по себе сложилось в некую третью реальность. Чрезвычайно сложное театральное произведение воспринялось как непрекращающаяся «игра в бесконечность» между силами зла и добра, милосердия и жестокости, власти и народа.
Театральная жизнь не исчерпывается в Губкине только спектаклями. Ирина Суханова организовала и проводит вместе с артистами труппы еженедельный клуб любителей театра «Разговор о важном», на оживлённых собраниях которого собираются зрители всех возрастных групп, и детскую студию. В ней участники овладевают хореографией, пластикой, вокалом, техникой речи, сценическим движением и даже техникой сценического боя.
А в ноябре была снова премьера: «Ромео и Джульетта». Надо ехать в Губкин! Ведь он стал частью моей жизни…