Алексей Вульфов
Петербургскую Государственную академическую хоровую капеллу имени Глинки - старейший филармонический коллектив России - нередко в обиходе называют Капеллой Чернушенко. Неотделимы они друг от друга в сознании людей. Владислав Александрович Чернушенко - народный артист России, дирижер, хормейстер, педагог, профессор - один из столпов отечественной академической музыки рубежа XX и XXI столетий. Он не только выдающийся интерпретатор мирового репертуара хора, исполнитель прославленной антологии русской музыки от знаменного распева до наших дней, неутомимый новатор хорового дела, пламенный его пропагандист. Он - создатель уникального музыкального явления - неповторимого звука Капеллы, его особенного "рецепта". Этим звуком, и при том всегдашней прочувствованностью, глубокой человечностью звучания восхищались лучшие музыканты времени, а с ними тысячи и тысячи слушателей, приходивших на концерт в сокровенный зал Капеллы как на праздник. Чернушенко прославился человечностью и в личном общении с публикой - его обращения в зал перед исполнением, всегда простые по слову и при этом мудрые, проникновенные, являются особенностью его творческого подхода и вообще концертного ореола Капеллы. Публика верила ему, всегда ждала этих выступлений, это было настоящее просветительство. Незабвенны его потрясающие прочтения всех хоровых вещей Георгия Свиридова, особенно записи 1980-90-х годов, произведений ленинградских композиторов, восхитительная событийная постановка гаврилинских "Перезвонов", конечно же, премьеры "Песнопений и молитв" Свиридова, которые Чернушенко начал исполнять первым по доверию Мастера, очень высоко ценившего его талант. Да разве можно перечислить всего, свершенного таким музыкантом на протяжении десятков лет неутомимого и великого музыкального труда.
Как и Юрлов, Свешников, Минин - его знаменитые коллеги по профессии, Чернушенко - подвижник, а не просто большой и яркий музыкант. В 1981 году он создал свой бессменный фестиваль "Невские хоровые ассамблеи", в 1982 году первым исполнил Всенощную Рахманинова, вернув России это титаническое произведение. В его концертах ощущалось особенное место хоровой музыки, особенно без сопровождения, и место не только в искусстве, но и в жизни людей, тем более в России, где пение было одной из главных свойств нации. Чернушенко не просто исполнял хорвые вещи - он утверждал вообще хоровое искусство, доносил значение и глубину его до людей. Его концерты были событиями, праздниками, а для многих и открытиями. И всегда присутствовал момент свежести, особенной выпуклости и монументальности, присущих только Петербургской Капелле - уникального, единственного в себе коллективе, один только выход которого на сцену с прославленными солистами вызывал волнение и радость.
Капелла под его руководством объездила весь мир, превозмогала и трудные времена, но Чернушенко был словно ее капитан, мощно и неуклонно шедший против штормов века сего под парусами музыки, которая всегда стояла для него на первом месте. Не покорить такое было чиновникам. Капелланам он был, что называется, за отца, в этом был подобен Бортнянскому, который ведал даже снабжением музыкантов дровами - к нему обращались за помощью в трудные моменты жизни, советовались с ним. Не пересчитать, сколько замечательных музыкантов он открыл и поставил в ряд передовых исполнителей - порой они не имели музыкального образования, но он различал их замечательный голос и талант. Чернушенко был знаменитым педагогом, много лет ректором Петербургской консерватории, скольких выучил.
Он - из людей Духа. Это образ, некое живое начинание в искусстве, а не только состоявшаяся профессия музыканта. Потеря его - огромна. Часть живой истории ушла.
Но такие люди не уходят бесследно, оставаясь легендой навсегда - а легенды бывают только заслуженные. Мириалы записей, ученики и вообще все продолжатели его дела, концерты Капеллы, новые премьеры и свершения - всё это будет приношение светлой памяти Вашей, дорогой Владислав Александрович. Спасибо Вам - от всей России.