Алена Бондарева
Сразу отметим, что знакомый с творчеством писателя зритель, на любой спектакль по его книгам идет с любопытством и некоторым опасением. Газданов, мягко говоря, автор непростой. Многие исследователи ход его мысли считают не совсем русским, а манеру переходить от одного предмета рассуждения к следующему сравнивают с потоком сознания. Нередко литературоведы в его прозе отыскивают все то, что позже появится в сочинениях авторов «нового романа», десятилетиями пытавшихся осмыслить категорию «Другого».
Да и сам текст «Ночных дорог» (1941) из-за отсутствия сюжета и нетипичного устройства трудно не то чтобы инсценировать, но даже пересказать. Главный герой – русский эмигрант вынужденно работает таксистом. Колеся по улицам ночного Парижа, он подвозит французских аристократов, бывших соотечественников, проституток, пьяниц и маргиналов. Нанизывая свои воспоминания о России на текущие события, он неторопливо выстраивает несколько линий повествования. С каждой новой историей, все глубже уходя в философские размышления о сути человеческой жизни, инаковости и экзистенциальном одиночестве каждого.
И вот появляется спектакль, придуманный начинающим режиссером Асей Князевой, в котором играют молодые актеры. В 2023 году Князева со студентами Щукинского училища защитила эту постановку как дипломную. А сегодня в рамках проекта «Русское наследие. Возвращение имен», начатого театром «Вахтанговский практикум», переосмысленный спектакль получил вторую жизнь. Но казалось бы, что могут рассказать взрослому столичному зрителю вчерашние мальчики и девочки, особенно в контексте судьбы русской эмиграции первой волны и сложных газдановских построений? Парадоксально, но немало.
Конечно, еще не все у ребят отлажено с освещением, иногда софиты светят на героев не совсем корректно или незапланированно оставляют их в темноте, а также музыкой, которая порой попросту заглушает слова . Но, надеемся, что эти досадные технические моменты, художник по свету Георгий Шитиков и композитор Иван Авдеев, ко второму показу отладят.
Но поговорим о главном. Особенно в этом спектакле интересна сценография (автор Сергей Новоявчев). Рояль на колесиках, руль на треноге, десяток венских стульев, несколько бутылок, бокалы, зонтики – вот, по сути, и весь реквизит. Однако этот минимум предметов дает действию необходимую мобильность и позволяет актерам быстро создать на сцене ту или иную обстановку. Два-четыре стула и тренога – готов салон автомобиля, выкатили рояль и объединили стулья небольшими группками (один будет служить столом) – получилось кафе-шантан, выставили рядами – театр, а оставили всего три на сцене – вышла софа и так далее.
Приятно и то, как бережно Ася Князева обошлась с текстом романа. Актеры либо говорят газдановскими словами, либо достаточно точно разыгрывают описанные им сцены. Любопытный ход – добавить танго и романсы в пьесу. Однако странное решение включить в постановку «Чужие города» Вертинского на стихи Раисы Блох, написанного в 1932 году, то есть позже происходящих в романе событий.
Можно выделить несколько удачных ролей и несколько тех персонажей, над которыми стоит еще поработать. Александр Колясников в образе Гайто Газданова умело держит аудиторию все отведенное ему время. Прекрасна и Ральди, стареющая проститутка, в исполнении юной Владиславы Басовой. Она приковывает внимание зрителей с первой минуты своими хрипловатыми монологами и чуть сутулой спиной. Подозреваю, что многие в зале гадали, сколько же на самом деле актрисе лет. Хорош и Дмитрий Окороков в роли теряющего рассудок тупого Федорченко. Несколько томителен Глеб Бор в изображении мании преследования Васильева, но в то же время интересен в роли священника, ищущего ночных девочек для развлечения. А вот Федор Медведев, кажется, сыграл весело философствующего пьянчужку, нежели клошара Платона, всем своим существом говорящего о трагедии и бессмысленности жизни.
Для Газданова этот герой так же важен, как и Ральди. Встречая то одну, то другого его таксист видит, как они в чем-то похожие, становятся разными полюсами парижского дна. Но то ли сама Князева не уловила этой тонкой связи, то ли в силу молодости Медведев не смог показать всей глубины персонажа. Довольно много на сцене уделено места Алисе (Елизавета Кондратюк), столь же мучительно негибкой на сцене, как и в книге.
Остальные: Сюзанна (Александра Маховикова), Гарсон Мишель (Максим Глухов), Рене-ругательница (Наталья Лабинова), Приличная дама (Лада Никитина), Очередной клиент (Георгий Солодовник) играют в основном комедию. Что по-своему интересно, если учитывать то, с каким юмором Газданов писал об этих проходимцах и проходимках. Однако иногда ребята увлекаются и уходят в ненужную буффонаду.
Но, думается, и эти небольшие минусы вскоре будут обращены в плюсы. Ведь сама постановка увязана плотно, во многом благодаря точной игре Колясникова и правильно подобранной им абсолютно газдановской интонации. Рассказ течет то спокойно, то иронично, впуская легкий бытийный сквозняк и превращая студенческую пьесу в настоящий театр.