Шахматы – это всего лишь игра, вид спорта, поединок, в котором побеждает тот, у кого наилучшая память и способность просчитывания всех вариантов развития событий на доске. В длительных, многодневных матчах, конечно, важны психологическая устойчивость и физическая выносливость. А поединки за звание чемпиона мира – это, конечно, ещё и шоу, в котором два человека надолго приковывают к себе внимание всех поклонников древней игры. А если в дело вмешивается политика, то получается многодневная драма, за которой следит всё человечество, – она и была разыграна в 1978 году в Багио.
Я, как и многие шахматисты-любители, следил за всеми чемпионатами мира, начиная с поединка Спасского с Фишером. Сейчас сражения за звание лучшего шахматиста планеты уже такого интереса не вызывают, с той страстью не болеют, а в 1978-м они были нешуточные. В мире и у нас симпатизантов «перебежчика» Корчного, гроссмейстера-коммуниста, предавшего партию и Родину, было довольно много. Молодёжь и антикоммунистически настроенные граждане, особенно те, кто всерьёз думал об эмиграции, болели за сорокапятилетнего импозантного Виктора Львовича, правдоруба и борца за справедливость, а не за хлипкого, тонкоголосого комсомольца Карпова.
Через много лет, когда удалось прочитать книгу Корчного «Антишахматы», представление о нём изменилось. Конечно, Виктор Львович был яростным борцом не за справедливость и народное счастье, а за себя. Как и многие из так называемой колбасной эмиграции, он понял, что для его карьеры лучше не возвращаться в СССР. «Изменив и Отечеству, и жене», он не прогадал: останься Корчной в СССР, такого международного интереса к его персоне не было бы. Кстати, книга гроссмейстера послужила основой для сценария фильма Алексея Сидорова «Чемпион мира» в неменьшей степени, чем воспоминания Анатолия Карпова. Во всяком случае, тем, кто с презрением упрекает режиссёра и автора сценария Сидорова в спекуляции темой парапсихологии, рекомендую перечитать воспоминания Корчного, львиную долю которых занимают как раз не шахматные темы, а именно рассказ о «войне психологов», «колдуне Карпова» по фамилии Зухарь и про интриги советской делегации против тех «йогов», что психологически поддерживали Корчного. Кстати, весьма критично и вполне в соответствии со взглядами претендента показано шахматное руководство СССР как циничные, твердолобые советские карьеристы.
В фильме выдающегося шахматиста играет Константин Хабенский, Корчной у него получился мелкий, злобный, завистливый, тщеславный. Да, у Виктора Львовича был сложный, можно сказать, склочный характер, но таким омерзительным, каким его изобразил Хабенский, он, конечно, не был. Так же, как и Карпов не был таким красавцем, как в исполнении Ивана Янковского. И таким внезапно злобным, каким в кризисной ситуации его играет Иван, реального Анатолия Евгеньевича представить трудно. А настоящую симпатию в фильме вызвал Фёдор Добронравов в роли отца чемпиона, он очень согрел холодноватый образ Карпова-Янковского.
Подробно и интересно показан штаб чемпиона, на которого работали выдающиеся советские шахматисты, среди них экс-чемпион мира Михаил Таль (неожиданно очень похож на него оказался Дмитрий Иосифов – ныне известный режиссёр, начинавший в кино с роли Буратино). Но как переживал победы и поражения, как восстанавливался и готовился к следующим партиям Корчной, как работала его команда шахматных советчиков-антисоветчиков, не показано вовсе. А жаль. Если жене Карпова уделено какое-то внимание, то возлюбленной Корчного «слова не дали». Тоже жаль. Петра Лееверик, после войны отсидевшая десять лет в советских лагерях за шпионаж против СССР, играла ключевую роль в команде Корчного.
И главное, что непонятно, – почему всё-таки победил Карпов. Потому что моложе и талантливее или потому, что он патриот, которого поддерживала вся страна?
Диана Пожарская в роли жены Анатолия Карпова (Иван Янковский)
Впрочем, более чем двухчасовой фильм смотрится неплохо, есть динамика, интрига (в какой-то момент я даже смирился с тем, что Карпов проиграет), отличную картинку обеспечил оператор Михаил Милашин. Интересно, сможет ли лента оправдать рекламную фразу «от создателей «Движения вверх» и «Легенды номер 17»? Эти ленты про хоккейные и баскетбольные победы были духоподъёмны и очень успешны, потому что их герои, сплотившись, сделали невозможное: никто не верил в их победу, а они смогли-таки повергнуть более сильных соперников. Но Карпов всегда: и в 1974-м, и в 1978-м, и в 1981‑м, был объективно сильнее Корчного.
Каспаров, который теперь к России относится известно как, в 1985-м победил Карпова. А патриот Крамник в 2000-м забрал корону у диссидента Каспарова. Ну и что? Это игра, спорт. Крамник вскоре проиграл аполитичному индусу Ананду... С другой стороны, непонятно, почему против фильма так окрысилась наша критика, называя его бездарным и даже «аморальным». Обиделись за Корчного? Но он не Амальрик, не Сахаров, не Буковский. Или нельзя трогать перебежчика, бывшего члена КПСС, действительно своим предательством нанёсшего урон «империи зла»?
Да и была ли она зла?
Поздравляем!
11 января исполнилось 50 лет художественному руководителю МХТ им. Чехова народному артисту России Константину Хабенскому. Всенародно любимым артист стал благодаря участию в «Убойной силе» и «Ночном дозоре». Хабенский сыграл реальных выдающихся деятелей: революционера Троцкого, адмирала Колчака, лейтенанта-героя Печерского и других. Государственной премии России удостоена его подвижническая деятельность на ниве благотворительности.«ЛГ» желает Константину Юрьевичу неиссякаемого творческого плодородия!