Московская акция протеста стала на прошлой неделе едва ли не самым заметным общественно-политическим событием в России. Во всяком случае, если судить по резонансу в СМИ, которые у нас принято называть «либеральными».
По разным данным, на площадь Сахарова пришло от шести до двенадцати тысяч человек. Однако, послушав выступления со сцены, понаблюдав за публикой с транспарантами, трудно было избавиться от ощущения, что тема свободы интернета лишь повод. Главное – демонстрация оппозиционности. Без регулярных массовых акций трудно держать в тонусе сторонников.
«Оппозиционные митинги» – явление для нашей страны не новое. Меняются повестки, но драматургия, режиссура, распределение ролей – всё это уже сложилось в традицию. На начальной стадии любого майдана участники всем своим видом демонстрируют радушие, открытость. Маленькие дети на плечах у отцов призваны убедить в чистоте намерений. Юные девушки и парни – обязательный атрибут подобного рода тусовок. Молодёжь несёт креативные агитплакаты, в одежде – нарочитая неброскость, рюкзак – элемент униформы, одухотворённые лица мелькнут потом в репортажах самых продвинутых медиаресурсов. Выложенные в соцсетях селфи увидят сверстники и, вероятнее всего, позавидуют – уж больно притягателен по нынешним временам образ «активиста».
Выступающие не сцене ораторы – наиграно энергичны, общаются с аудиторией по кальке протестантских миссионеров, но когда ты в толпе, то утрачиваешь способность распознавать фальшь и кричишь вместе со всеми: «Нет!» Отвечая вопящему со сцены дяденьке: «Разве вас можно испугать?»
И конечно, главная манипуляция в подмене понятий, элементарной подтасовке. Участники митинга пришли сюда с полной уверенностью, что их свободу ущемляют. Они как под гипнозом повторяют: «Мы против изоляции интернета».
Как им объяснить, что законопроект не ставит задачи «изоляции»? Что новый закон как раз призван обеспечить свободу интернета. На тот случай, если «западные партнёры» решат отключить Россию от мировой Сети.
«Оппозиционный митинг» – это технология. Организаторы знают, как мотивировать народ принять участие в акции. У групп молодёжи, если присмотреться, есть кураторы. Имеется набор «звёзд» – медийных персон, которые обеспечивают мероприятию статус. Приходят сюда и вышедшие в тираж политики с ритуальной целью засветиться, и матёрые «борцы с режимом». А ещё – городские сумасшедшие, тусовщики, целая армия журналистов…
Рассуждения в толпе и со сцены не отличаются оригинальностью: «Россия – это Европа», «Стране нужна люстрация»…
И вдруг – неожиданный сюжетный поворот, идеологическая новация. Со сцены мы слышим:
«У власти находятся люди из 70-х годов прошлого века. Они были воспитаны во время холодной войны и до сих пор уверены, что она идёт. Интернет для них – безусловный враг. Это большая проблема, когда люди из прошлого встречаются с настоящим и будущим. Но против будущего у людей из прошлого нет никаких шансов. Рано или поздно будущее победит…»
Ну что же, по национальному признаку общество наше пытались разделить неоднократно. С техникой расчеловечивания (колорады и ватники) нас познакомила Украина. Делить соотечественников на продвинутых и совков – банальность. А вот конфликт поколений – ноу-хау.
Стоит обратить внимание на этот политтехнологический трюк и оценить его политические перспективы. Собственно, этой «фишкой» и запомнится в первую очередь митинг «за свободу интернета». Подросткам предложили в качестве мишени не только автора закона сенатора Клишиса и виноватого во всём Путина, молодому поколению, по сути, указали на его собственных родителей, дедушек-бабушек. Вот от кого, оказывается, проистекает угроза свободе.
И, что интересно, высказывание о «людях 70-х» цитировалось в СМИ и соцсетях весьма широко, можно сказать, системно. Как по команде.