Марк Борисович Варшавер – личность в театральном мире легендарная. Его имя знают мэтры отечественного и мирового театра, знают студенты, для которых он находит возможность платить именную стипендию, знают главные врачи всех московских клиник, потому что мало кто заботится о своих коллегах так, как Варшавер, знают чиновники всех мастей, ибо театр в понимании Марка Борисовича – важнейшая государственная структура, в которой идёт сложный процесс формирования духовной жизни общества.
75 лет исполняется заслуженному деятелю искусств России, кавалеру орденов «За заслуги перед Отечеством» и других государственных наград. Но лауреат премий «Хрустальная Турандот» и множества других профессиональных премий более всего гордится своим главным званием – руководителя театра «Ленком Марка Захарова». Марк Борисович отмечает очередной юбилей, как обычно, на рабочем месте, куда он приходит ежедневно уже 43 года. И на вопрос, как ему удаётся держать столь блестящую физическую форму, отшучивается: «Это фитнес и нерушимая любовь к «Ленкому».
На «историческом крыльце» во дворе театра восседают два скульптурных изваяния львов. В театре все знают, что они тёзки – два Марка. Они охраняют театр, который без малого полвека формировался не только режиссёрским гением Марка Захарова, но и директорско-продюсерским феноменом Марка Варшавера, который принял незамедлительное решение о присвоении «Ленкому» имени Марка Захарова сразу после ухода своего друга и идеолога театра.
Вероятно, одной из причин успеха Варшавера на столь нелёгком посту является тот факт, что он всей душой любит артистов, глубоко понимает актёрскую природу. Ведь он сам – артист по образованию и не понаслышке знает, как важно вовремя начать творческую жизнь, а не засиживаться на «скамейке запасных». Именно поэтому после ухода Мастера Варшавер принял непростое решение – ввести молодёжь в ключевые репертуарные спектакли, создать вторые составы. Ведь и прежде замены спектаклей происходили из-за болезни артистов, а нынче, когда два долгих года пандемия «косит» актёров, держать репертуар в постоянной боевой готовности и не обмануть ожидания зрителей, которые приходят на конкретный спектакль, стало намного труднее.
А. Абдулов и М. Варшавер / Александр Стернин
Татьяна Кравченко, народная артистка России:
– Я пришла в Ленком одновременно с Марком Борисовичем Варшавером. На моих глазах не только строился репертуар театра и создавались захаровские шедевры, но строился и создавался прекрасный театр-дом, в котором артисту комфортно, удобно, сытно. В котором хочется жить и творить. За этот каждодневный труд ради актёра и режиссёра я кланяюсь нашему директору. В канун юбилея желаю ему только здоровья и побольше радости. Сегодня в нашем театре работает прекрасная, талантливая молодёжь. И во многом это заслуга Варшавера. Но я иногда думаю, что они не очень понимают своё счастье, им не с чем сравнить. Они не ждут годами роли, как ждали многие из нас, а получают их сразу, имеют возможность проявить себя. Они пришли в прекрасный отремонтированный театр, где есть всё. Где о них заботятся, кормят, помогают решать семейные проблемы… Хочется, чтобы они это ценили…
В конце 70-х годов прошлого века молодой амбициозный администратор пришёл в полуразрушенное здание Московского театра имени Ленинского комсомола. Некогда шикарное помещение бывшего Московского купеческого собрания работы выдающегося архитектора Иванова-Шица, в котором бывали Мамонтов, Рубинштейн, Плевако, Грановский, после революции было передано политическому клубу «Дом анархии». До этого, в период Первой мировой, в здании был развёрнут огромный госпиталь. С годами памятник архитектуры пришёл в неприглядное состояние, дыры заделали фанерой и закрасили зелёной нитрой. Так театр работал долгое время. Ремонты были весьма условными. «Мне подарили книгу 1914 года издания, – вспоминает Марк Варшавер, – в Ленинской библиотеке их осталось всего две. По этой книге я восстанавливал театр по крупицам и до сих пор каждый год что-то доделываю». Под руководством Варшавера с точностью восстановлены все интерьеры. За исключением того, что на парадной лестнице, которая выглядит так же, как на старинной фотографии, при царе лежал ковёр. Но сейчас стелить его бесполезно, потому что люди больше не носят галош.
Прежний мэр города Москвы предлагал руководству «Ленкома» переехать в другое помещение, временно закрыв театр на реконструкцию. Не согласились категорически. Понимали, что с переездом пропадёт аура, которая накоплена и «намолена» за 40 с лишним лет новой истории «Ленкома». Предлагали работать в филиале Малого театра. Варшавер ответил: «Зачем нам чужое?! У нас есть свой дом, своё здание, свой театр». А дома, как любил повторять Захаров, и стены помогают. Наверное, помогает и уникальная, невероятной красоты церковь, что рядом с театром – Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках. Это последний в Москве храм, построенный в шатровом стиле. В своё время Марк Анатольевич Захаров приложил немало усилий, чтобы этот храм вернули Русской православной церкви. А инициатором был Александр Абдулов. Он сумел заразить всех этой благородной идеей. И даже сам чистил стены храма, таскал камни. На Варшавере, как всегда, было техническое обеспечение и организация концертов для сбора пожертвований. До сих пор он вспоминает тот энтузиазм, духовный настрой и невероятное единство.
Директор «Ленкома» никогда не просит денег у государства, старается обходиться своими ресурсами. Один из них – созданный более 20 лет назад Фонд Евгения Леонова, который долгое время возглавлял Олег Янковский. Все эти годы Фонд реально помогает артистам и работникам театра, которые оказались в трудном положении. В попечительском совете фонда были и Николай Караченцов, и Александр Абдулов. Сейчас организацию возглавляет народный артист РФ Виктор Раков.
Александр Кибовский, руководитель департамента культуры г. Москвы:
– Государство в лице правительства Москвы имеет систему финансирования 82 театров города. «Ленком» – единственный, который не берёт у нас ни копейки на свои постановки. Это принципиальная многолетняя позиция театра и его директора. И, я считаю, оправданная. «Ленком» распоряжается деньгами, заработанными самим театром. И, конечно же, рискует. Но по финансовым, кадровым и прочим показателям – это один из самых успешных объектов и проектов. Он имеет прекрасную материальную базу, причём созданную своими руками». И за всем этим – многолетний и профессиональный труд М.Б. Варшавера. Полагаю, многим театральным коллективам и руководителям театров столицы стоит брать пример с «Ленкома».
Многие недоумевают – зачем в «Ленкоме» спортзал, фитнес-клуб, где можно часто застать театральных звёзд, зачем сауна, первоклассный массажист, собственная итальянская прачечная, бесплатные каши по утрам, бесплатное медицинское обеспечение. А ещё – в подмосковной Салтыковке на большом участке земли, принадлежавшем театру, на месте старых дач построили 8 современных коттеджей, в которых одни актёры живут круглый год, другие выезжают туда летом с детьми. Но для Варшавера это всего лишь обычное проявление любви к артисту, к театру-дому, которому они служат, отдавая жизнь, душу и здоровье.
Олеся Железняк, заслуженная артистка России:
– Я иду в театр как домой. «Ленком – это мой дом». Я пришла сюда ученицей Марка Анатольевича Захарова, который дал мне профессию. Но обрела в театре и второго отца – Марка Борисовича Варшавера. Сегодня, когда Захарова нет с нами, я вижу, как непросто сохранять этот дух, эту уникальную атмосферу. Но всё сохраняется. Я иду в театр и обязательно смотрю на окно директора. Если оно горит, мне спокойно. Значит, порядок. Значит, я, как абсолютно все в театре, от рабочего до народного артиста, могу зайти к нему с любой проблемой, и она непременно будет решена.
Ещё одна миссия Марка Варшавера – «Директорская ложа театров Москвы». Проект Столичного цеха деятелей культуры, объединяющий театры Москвы федерального и столичного подчинения, призванный развивать влияние русского театра, стал одним из знаковых мероприятий московских деятелей культуры. В историческом здании столицы, особняке Смирнова на Тверском бульваре, регулярно проходят дружески-деловые встречи руководителей театров. Гостями ложи также являются директора музеев, известные журналисты, руководители дворцов культуры, ректоры творческих вузов, известные артисты и режиссёры. Среди приглашённых – руководители города всех ветвей власти. Это особенно важно. У всех деятелей культуры появилась регулярная возможность в неформальной обстановке пообщаться и с руководителем Департамента культуры города, и с главой столичной Думы, и с думским руководителем комитета по культуре, с другими гостями Директорской ложи, от решений которых зависят жизненно важные процессы в сфере культуры. Дефицит такого общения трудно переоценить, особенно сегодня, в период запретов и ограничений.
Эммануил Виторган, народный артист России:
– Встречи деятелей театра и всех, кто к нему причастен, в Доме Смирнова – это такой мощный круг тепла, соучастия и братства, без которого нам очень трудно было бы жить и выжить сегодня. Спасибо за это всем организаторам. Прежде всего Столичному цеху деятелей культуры и главе ложи, неутомимому Марку Борисовичу Варшаверу.
Варшавер – человек принципиальный. И главный его принцип – забота о людях: от гардеробщицы до народного артиста. «Для меня нет разницы, кто стучится в мой кабинет. И я не понимаю, когда работникам говорят «зайдите завтра» или когда на столе лежат кипы бумаг на подпись. Ведь все бумаги касаются конкретных людей. Вообще, если работать на опережение (это не заслуга, это стиль работы), то можно избежать многих неприятностей», – объясняет директор «Ленкома». В приёмной Варшавера кипит жизнь. К директору может прийти каждый по любому вопросу и будет принят. Все знают – этот человек берёт на себя ответственность за других и не подведёт. Ценят ли? Директор говорит, что его это не волнует: «Я, что, должен спрашивать – цените ли вы меня? Тогда я не смогу здесь находиться, если жду, чтобы мои поступки оценивали. Я делаю так, потому что по-другому не умею».
Варшавер – «жаворонок». Встаёт в 5 утра, приезжает, когда в театре почти никого нет. Начинает и заканчивает свой день обходом. Правда, сейчас в кабинете директора установлен огромный монитор, на котором отражается вся жизнь театра – от огромных складских декорационных помещений, построенных под руководством Варшавера, до репетиционных залов и сценических подмостков. В «Ленкоме» Марк Борисович бывает больше, чем дома. Он всегда разделял формулу Захарова, которой следует и сегодня. «Производство и творчество в театре неразрывно связаны». Но у самого Варшавера есть и другая формула (отличная от Станиславского), которую он часто повторяет: «Театр начинается с режиссёра». Сегодня в театре работают несколько известных приглашённых режиссёров. Успешно пробуют свои силы и маститые артисты, ученики и соратники Захарова – Андрей Соколов и Александр Лазарев. Жёсткий отбор «директора с расширенными полномочиями» нравится, конечно, не всем. Но когда в театре было по-другому?
Григорий Заславский, ректор Российского института театрального искусства – ГИТИС, заслуженный деятель искусств РФ:
– Счастье и особая миссия «Ленкома» в том, что несколько десятилетий рядом с выдающимся режиссёром был выдающийся директор. И чем больше времени проходит, тем отчётливее это понимаешь. Красота сценических созданий в сочетании с внутренней красотой театра сделала этот театр одним из самых уникальных в мире. Единственное, что можно пожелать, чтобы в нём появилась режиссёрская фигура, близкая по масштабу Марку Захарову. Хочется особо поблагодарить Марка Борисовича Варшавера за то, что многие годы он поддерживает наших наиболее одарённых студентов именными стипендиями. И не переставал этого делать в трудные периоды нашей жизни.
«Ленком» – театр звёзд, суперзвёзд: Инна Чурикова, Александр Збруев, Елена Шанина, Татьяна Кравченко, Виктор Раков, Андрей Соколов, Александра Захарова, Дмитрий Певцов, Мария Миронова, Анна Большова, Александр Лазарев, Сергей Степанченко, Иван Агапов, Александр Сирин, Олеся Железняк и другие. Почти всех их воспитал Марк Анатольевич Захаров. Эту традицию старается сохранить и Варшавер. В театр пришла и проявила себя талантливая молодёжь. Многие из них – выпускники Щукинского училища. За два года в «Ленкоме» зажглись новые звёздочки. «Нельзя создавать в театре незыблемые монументы. Вспомните, как осуждали Дмитрия Певцова, когда он взялся за роль графа Резанова в «Юноне и Авось». Но спектакль состоялся, и роль состоялась!» – напоминает Варшавер. Затем главную роль сыграл Виктор Раков, потом – Игорь Миркурбанов. Теперь – Семён Шкаликов. «Мне говорят, нельзя заменить, например, Збруева. А его и не надо заменять. Но чтобы «вырастить» второго Збруева, артист должен на сцену выходить, а не стоять за кулисами... Збруев как Збруевым стал? Играя в театре, снимаясь в кино. К слову сказать, сам Александр Викторович сказал, что вторые составы нужно начинать вводить со спектаклей с его участием», – рассказывает Марк Борисович.
Александр Збруев, народный артист России:
– У нашего театра юбилейный, 95-й сезон. Сегодня театр называется «Ленком Марка Захарова». И это была инициатива его многолетнего соратника и друга, директора нашего театра Марка Варшавера. Хотя лично для меня (а я в театре служу дольше всех, более 60 лет) «Ленком» – это театр и Берсенева, и Гиацинтовой, и конечно, Эфроса, с которым я работал… Но более четырёх десятков лет у штурвала этого уникального творческого корабля, на палубе которого было и есть большое количество выдающихся мастеров, стоит Марк Борисович Варшавер, Мастер, без которого не было бы многих творческих побед нашего театра. Юбилей и у Марка Борисовича. Он по-прежнему молод, полон сил и планов. Ему непросто сейчас. Нужно, как капитану, выбирать правильный путь, уворачиваться от рифов и злых ветров. Но мы верим ему и верим в него. И вместе с ним готовы двигаться дальше в это непростое время. А оно у нас всегда непростое. Но мы защищены нашим театром и нашим директором. Спасибо ему!
Для настоящего директора, как считает Варшавер, не существует слов «это невозможно». Так было при Захарове, так и теперь. Этому девизу следует вся команда, сформированная Варшавером. Все ключевые сотрудники работают в театре несколько десятков лет. Отбор – строжайший. Но для директора главный человек в театре – артист. Именно от артистов – и радости, и огорчения, и даже предательства… Но театр – это не только сцена и аплодисменты, овации и цветы. Это – огромная часть работы, которая зрителям не видна, без которой не будет театра. В том числе и прежде всего – это работа директора. После ухода из жизни Захарова Варшавера наделили расширенными полномочиями. Не всем понравилось. Но Марк Борисович не раз подчёркивал, что Захарова никто и никогда не заменит и что он не стремится быть единственным и главным.
Успех спектакля и театра в целом – в синтезе, в гармонии многих составляющих. Но обладая блестящим продюсерским чутьём, творческим профессионализмом, Варшавер доказал и показал, что, сохраняя традиции, нужно двигаться дальше. Воссозданная «Поминальная молитва», вопреки скептицизму многих и даже самого Захарова, стала таким же ярким театральным событием, как 32 года назад. Шесть новых спектаклей пополнили репертуар и успешно приняты публикой. Сегодня – очередная премьера – «ЛюБоль» в постановке Андрея Соколова с приглашённой Екатериной Гусевой в главной роли. Жизнь театра «Ленком Марка Захарова» продолжается. А его директор вновь повторяет: «Спешите делать добро при жизни!» И делает…
Ирина Горюнова, заслуженный деятель искусств РФ
Марк Захаров, народный артист СССР, Герой Труда России, лауреат Государственных премий СССР и РФ. Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством»
– Марк Борисович Варшавер относится к числу самых успешных и талантливых театральных руководителей… Я счастлив, мне повезло, что я нахожусь рядом с ним… Он всегда оказывает мне неоценимую помощь, уникальную, сверхъестественную, иногда просто невозможную. Я чувствую себя уверенно и спокойно, когда он рядом со мной. Когда меня назначили, должность называлась «художественный руководитель – директор». Но вскоре я понял, что от приставки «директор» могу отказаться, потому что рядом со мной выдающийся организатор и человек. Если театр хочет решать амбициозные творческие задачи, нужно разграничить сферы влияния. Для этого нужны разные подходы и характеры. Варшавер полностью восстановил наше уникальное историческое здание, в котором мы живём и работаем. Это был огромный труд. Спасибо ему за умение, профессионализм и за то, что он ни разу меня не подвёл…»
(Из речи на театрализованном представлении «Хрустальная Турандот» в честь 50-летия творческой деятельности М.Б. Варшавера. 2019 г.)
Марк Захаров и Марк Варшавер / Александр Стернин