Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 22 марта 2017 г.
  4. № 11 (6590) (22.03.2017)
Телеведение

Наш ответ султану

22 марта 2017
«Господа, где ваши парики?» – должна воскликнуть Екатерина II в этом эпизоде

„Екатерину“ нельзя не похвалить, но невозможно не поругать


С тех пор, как в России увидели «Великолепный век», родился закономерный вопрос: а мы-то чем хуже? Наша история гораздо ярче. Такого можно накрутить! И пошла писать губерния. Потом губерния снимала. Наконец, показала. Зритель восхитился. Специалисты схватились за сердце…

А не стоило. Прежде всего потому, что сериалы делаются не для учёных. Им никто на суд свою выстраданную работу не несёт. Хотя бы из опасения быть высокомерно оплёванными. Сказка не обязана быть правдоподобной. Художественное произведение может оцениваться только как художественное произведение. А здесь главное – не сделать его скучным.

Кажется, все индульгенции выписаны. Теперь давайте разбираться. Данное художественное произведение – исторический сериал, а следовательно, у него есть ряд жанровых особенностей. Как минимум. Прошлое должно быть узнаваемо. Хотите абстрактное Средневековье – снимайте «Игру престолов». Хотите Екатерину II – подайте Екатерину II. На блюдечке.

И вот тут происходит первая метаморфоза. Екатерина есть. Действительно, госпожа Александрова не похожа на портреты императрицы. У реальной Екатерины было более «энглизированное» – вытянутое лицо, чеканный профиль, длинный нос и довольно-таки волевой подбородок. Была ли она красавицей? Нет. «Я никогда не считала себя особенно красивой, но я умела нравиться. В этом была моя сила», – её слова.

Тем не менее существует ещё внутренний свет, который пробивается из человека, заставляя быть Екатериной, вопреки природным данным. Существует сила таланта. Такова госпожа Александрова. «Моя роль давно написана, и я постараюсь сыграть её как можно лучше», – тоже Екатерина.

А как же любимые исторические ляпы? О, с этим всё в порядке. Их много в каждом эпизоде. Каков калибр «мелочей»? Судите сами. К моменту романа с императрицей Потёмкин был не поручиком, а… генералом. Заметная разница. Знали они друг друга со времён переворота, Григорий Александрович был у Екатерины «в секрете», т.е. входил в узкий круг посвящённых. В день переворота он вывел свой Конногвардейский (не Измайловский, как в фильме) полк и примкнул к восстанию. В дальнейшем царица следила за его карьерой, продвигала по службе: слишком умён, бывшие ученики университета в цене.

Конечно, никто Григория Орлова по голове саблей не бил, и мужскую силу он не терял. Просто был непролазным лентяем. А Екатерине – самой труженице (вставала в 5 утра и начинала работать) нужен был такой же труженик. Потёмкин подарил ей это счастье. «У него была смелость в сердце, смелость в душе, смелость в уме. Благодаря этому мы всегда понимали друг друга. Он настоящий был дворянин, меня не продавал». Именно с таким человеком она и согласилась на тайное венчание. Он сумел и Панина скрутить в бараний рог, и Павла отодвинуть от престола. «Дав мне способы царствовать, отнимаешь силы души моей», – ссорились.

14-1-11.jpg

Начало Первой русско-турецкой войны пришлось на время заседаний Уложенной комиссии. Двор был в Москве, а не в Петербурге. Депутаты в Грановитой палате вырабатывали, как бы мы сейчас сказали, Кодекс, основной закон, по которому жить государству. Но открытие боевых действий заставило всех отбыть к местам службы. Ещё вчера зал полон, все жарко спорят. А сегодня пуст – люди разъехались, говорить не с кем. Броская картинка.

Пленники, которых захватили татары, – не несколько цыганских девушек, хор на выезде, а многотысячная колонна. Когда люди бредут по дороге босыми разбитыми ногами, пыль полностью закрывает тракт. Рядом гонят скот. Кстати, в турецкой армии и среди татарских конников – французские офицеры. Благодаря донесениям одного из них – барона де Тотта – мы и знаем детали.

Если бы это рассказали создателям фильма, то, опираясь на названные точки, сюжет стал бы раскручиваться иначе и, возможно, был бы ближе к реальности. Но сериал «не знает сослагательного наклонения».

Несколько слов о страшном: костюмы, грим, волосы. Есть лакмусовая бумажка, отличающая дешёвый проект от дорогого. Причёски и макияж. Если оставлено «как у нас» – значит, не доросли. (Например, в «Анжелике» у актрисы стрелочки на глазах и бабетка на голове.) Как только фильм обретает кассу, ситуация меняется к лучшему. В сериале про Екатерину II только у царицы причёска соответствует эпохе. Остальные разгуливают, как могут. Особенно хороши даже не дамы, а мужчины. Нет, можно было время от времени снимать парик, но при дворе надо появляться в буклях над ушами – что делать, мода. Румяна, белила, чернение бровей… Форма – особый разговор. Камзолы – ещё интереснее. Орденские ленты через плечо обязательны. Так что и тут консультант наработал.

Ещё кого бить? Создателей компьютерной графики – она режет глаз, как в игре. Что с музыкой? Любой сериал запоминается по двум-трём главным мелодиям. Можно было взять у Бортнянского и Сарти. Однако не будем себя обманывать: бюджеты у наших фильмов далеко не такие, как у «Борджиа» или «Тюдоров». Отсюда многие проколы, которые кажутся недоработкой, а на самом деле – экономия на последнем. К счастью, голь на выдумки хитра (кстати, тоже любимая поговорка Екатерины) – создатели фильма выкрутились.

Теперь о хорошем. Помните, как мы плакали о потере старой советской актёрской школы? Так вот, есть отличные актёры. Играют и не переигрывают. Значит, режиссёр сумел так сделать, что мы и не хотим, а верим. Спасибо.

Закончим о «султане». У фильма имеется одно отличительное качество. Он морален, несмотря на любовные истории Екатерины. Когда речь о гаремных страстях, поневоле приходится становиться на сторону того персонажа, про которого смотришь. Хорош он или плох – травит ли, убивает ли – этот вопрос отступает на второй план. Екатерина II объективно сделала для нашей страны очень много: «Россия велика сама по себе, а я как капля, падающая в море». Её забота – подлинная, непридуманная. А значит, при про­смотре легче сочувствовать.

Неслучаен и интерес зрителей. Картина, с одной стороны, отвечает на уже имеющийся в обществе запрос. А с другой – провоцирует его ещё сильнее. Мы знаем своё прошлое фрагментарно. Разве мало ещё интересных страниц? У нас есть хорошие фильмы давнего, ещё советского времени: сериал про Петра I, «Эскадрон гусар летучих», «Звезда пленительного счастья» – красивые, но концептуально устаревшие. Кроме того, современные люди понимают другой художественный язык. Надо поработать и для них. Поэтому поздравим себя с первой ласточкой. Хотя будем помнить (снова поговорка из арсенала Екатерины), что одна птичка весны не делает.


От редакции. Как воплощать русскую историю на экране – вопрос не праздный. Это вообще-то дело государственной важности. «ЛГ» не раз освещала тему, выступал и Юрий Поляков, предлагая создать экспертные советы при Минкульте, Фонде кино. Если сценарии будут оцениваться профессионалами на предмет исторической достоверности, если возникнет институт, который станет отлавливать ляпы на стадии замысла, – выиграют все: и авторы, и продюсеры, и зрители.

Тэги:
Обсудить в группе Telegram

Ольга Елисеева

Ольга Елисеева, историк, писатель, лауреат прем... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Классика жанра

    09.05.2025
  • Боевые эксперты

    08.05.2025
  • Железные люди

    07.05.2025
  • Победы и поражения

    01.05.2025
  • Всё позволено?

    30.04.2025
  • В нужное время в нужном месте

    1227 голосов
  • Зачем и кому это нужно?

    248 голосов
  • Голос Губенко

    225 голосов
  • Обидный диссонанс

    153 голосов
  • И страсть к предательству там многим застит очи

    138 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS