Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 20 марта 2019 г.
  4. № 11 (6683) (20.03.2019)
Колумнисты

Исповедь нищеброда

20 марта 2019

Наверное, не проходит недели, чтобы кто-то из медийных персон не высказался неодобрительно о своих не очень имущих соотечественниках. Гнать-де их из театров, кафе и прочих мест, где собираются «порядочные» люди. Мотив не нов. Ещё лет 15 назад прочёл признание гламурной дамы о том, что она терпеть не может бедных. Мол, бездельники они, лентяи и пьяницы. Удивился: это, что же, и есть та демократия, к которой шли?

Теперь сознаю, что она у нас местами действительно получилась такая: боготворит нуворишское самодовольство, презирая трудовую скромность.

В отрочестве я нередко твердил про себя строки поэта Р. Бёрнса в переводе Маршака: «Кто честной бедности своей стыдится и всё прочее, тот самый жалкий из людей, трусливый раб и прочее».

От тогдашней бедности своей я, признаюсь, страдал, однако стыдиться не стыдился. И в школе не замечал, чтобы моим друзьям, а среди них были дети популярных артистов, писателей, крупных чиновников, оказывалось передо мной, сыном бедной вдовы, какое-либо предпочтение.

Тогда не стыдился. Стыжусь теперь. Не потому, что, как и многие коллеги, оказался в положении обедневшего литератора, а потому, что мне то и дело напоминает об этом массовая культура. Она, конечно, барских инвектив в адрес бюджетников и пенсионеров избегает, просто мало их замечая. Зато обращает уважительное внимание на завсегдатаев престижных салонов и дорогих кафе, куда хорошо бы остальных не пускать.

Само по себе это допустимо – у всякой информационной и художественной темы есть обычно своя мифология, своя сказка, и тут она появилась вполне в духе времени. Что обидного? Но это до той поры, пока она, на манер «шедевров соцреализма», не начнёт вторгаться в жизнь и энергично уродовать массовое сознание. И уже начала. Уже унижает и оскорбляет самых стойких и органичных воспитанников былой «честной бедности». И их детей.

Опять слышу про особую генетическую завистливость русских. Но подобное свойственно всем народам, хотя отнюдь не всем людям. Я ничуть не терзаюсь, что проживаю в малогабаритке и перемещаюсь в метро. Оскорблённость моя не от зависти к богатству, а от самодовольной его привычки пренебрегать теми, кому оно не досталось, и теми, кто к нему не стремился. А таких немало. Даже в 90-е, когда шлягер «Милый мой бухгалтер» вытеснил песни о героях космонавтах и геологах, оставались миллионы людей, которые мечтали о «подвигах, о доблести, о славе». Есть они и сейчас. Но тут же слышу ядовитый рефрен в адрес «недотёп»: если вы такие умные, то почему такие бедные? Между тем зачастую потому и бедные, что умные, ибо высокий ум занят вещами совсем другими. Лучше бы заботиться о том, чтобы на деле обеспечивать этим умникам достойное существование. При всех вопросах советская власть это осознавала. Оттого и не слышно было разговоров о «национальной зависти», а любой обыватель понимал, что академикам и народным артистам платят за талант, за редкие способности.

За что платят мэтрам нынешней попсы, которые демонстрируют в эфире личные замки и всё такое прочее, понять невозможно. Вот что гнетёт, а отнюдь не презренная зависть. Вот что искажает нравственную картину мира и гасит в людях необходимый созидательный порыв.

В мемуарах С. Цвейга прочёл, как приехав из чопорной Вены в Париж, он удивлялся, как свободно чувствуют себя французские пролетарии в своих блузах и кепках на улицах богатейших кварталов. Это и у нас многим намёк: прежде чем спесиво упрекать народ за политическую и прочую пассивность, надо научиться сначала его уважать.

Тэги: Анатолий Макаров
Обсудить в группе Telegram

Анатолий Макаров

Макаров Анатолий Сергеевич — писатель, пе... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Пепел и алмаз

    03.11.2021
  • Кому нужны Банионисы

    31.08.2021
  • Урок Хармса

    30.03.2021
  • Шаурма и Сталин

    19.01.2021
  • Богема и «бомонд»

    14.10.2020
  • Урок Хармса

    73 голосов
  • Кому нужны Банионисы

    60 голосов
  • Богема и «бомонд»

    37 голосов
  • Шаурма и Сталин

    32 голосов
  • Песни Соловьёва-Седого пережили время. Почему? В чём их обаяние?

    27 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS