Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 20 марта 2019 г.
  4. № 11 (6683) (20.03.2019)
Литература

Моцарты и Сальери: вечный конфликт

Для одних главная цель – выразить себя, а для других – хорошо устроиться в жизни

20 марта 2019
Кадр из телефильма-оперы «Моцарт и Сальери», 1963 г. В роли австрийского гения –  Иннокентий Смоктуновский

С появлением массовой культуры начался век «сальеризма». Моцартов перестали убивать буквально с помощью яда, но появились новые способы их уничтожать и обесценивать. Началось «тиражирование» массой подражателей любых удачных и талантливых находок «творцов». При этом сами творения Моцартов становится теперь так же трудно обнаружить, как жемчужину в куче навоза.

Моцарты создают свои творения, вкладывая в них частицу своей личности, своё индивидуальное нестандартное восприятие окружающего мира и нестандартную индивидуальную реакцию на эти эмоциональные или интеллектуальные впечатления.

Сальери же следуют лишь желанию добиться коммерческого успеха или успеха в социуме, к которому они принадлежат, не столько из-за честолюбия, сколько из желания хорошо устроиться в жизни. Поэтому их творения обычно соответствуют признанному стандарту того времени, в котором они живут и творят.

Конечно, сейчас искусство во всех своих проявлениях переживает тяжёлый кризис. В предыдущие века были созданы такие шедевры, которые невозможно превзойти. Чтобы двигаться дальше, должны появиться новые гении, которые откроют новые пути, но гениев пока что-то не видно. Но при этом космическими темпами растёт число поэтов, прозаиков, композиторов, музыкантов, актёров, режиссёров и прочих «творческих» личностей. Пробиться сквозь эту толпу предприимчивых и часто защищённых родственными связями Сальери для обычно довольно беззащитных Моцартов стало почти невыполнимой задачей.

Все новации, которые время от времени появляются в нашей культуре и предлагаются публике, обычно несамостоятельны и чаще всего заимствованы у иностранных течений, хотя им создаётся массированная реклама, а авторов объявляют незаурядными «творцами». Все наши «революционеры» в искусстве являются всего лишь подражателями зарубежным эталонам.

В связи с таким явлением, как недооценка национального самосознания в культуре, в нашем обществе идёт наступление и на русский язык, который «модные» поэты в своих творениях коверкают и извращают, также подражая языковым нормам иностранных авторов.

Плагиат стал у Сальери узаконенным творческим приёмом, причём они тащат и тиражируют как находки современников, так и классиков, а уж с народным творчеством вообще не церемонятся.

О том, как измельчали наши «творцы» и насколько им не хватает новых идей, свидетельствует тенденция осовременивания классики или дописывания произведений крупнейших авторов. Каждое художественное произведение в любом виде искусства несёт на себе отпечаток своей эпохи и может гармонично восприниматься только в том виде, как оно было создано и представлено обществу. Любые попытки их осовременить ведут фактически к их уничтожению и созданию всего лишь мало похожих на них копий. Попытки использовать классику для «самовыражения» людей, которые сами не способны создать что-либо достойное в художественном отношении или сформулировать свою мировоззренческую позицию, если она у них есть, свидетельствуют об отсутствии в нашей культуре новых достойных имён.

В России Сальери придумали требовать у «творцов» бумажки об окончании каких-либо «творческих» вузов, что приводит к трагедиям в жизни талантливых людей, которым отказывают из-за отсутствия этих бумажек в приёме в творческие союзы. Всё это очень нелепо и забавно, и хочется спросить авторов этих новаций, как же творили гении прежних веков, прославившие человечество, до того, как возникли эти источники знаний, обучающие «творить» всех желающих и плодящие армии всё новых Сальери. Складывается грустное впечатление, что мы сейчас находимся где-то на задворках современной мировой культуры. Впрочем, так же, как и в экономике, где мы всё больше приближаемся к отсталым странам из-за упорного следования скомпрометировавшей себя экономической модели. По моим наблюдениям, эпоха «либерального» правления страной оказалась бесплодной в культуре и чрезвычайно губительной для экономики страны.

В современной науке в РФ так же, как и в искусстве, развелось огромное количество властолюбивых и корыстолюбивых Сальери, среди которых определённую долю составляют и честолюбивые авантюристы с необоснованными претензиями. Они обычно добиваются начальственных постов и либо присваивают себе результат деятельности тех учёных, которые достигают определённых успехов в своих исследованиях, либо пользуются своей властью, чтобы не дать им эти исследования выполнять.

Недавно я попыталась купить в книжных магазинах Москвы полноценный томик басен И.А. Крылова, но мне предлагали только тоненькие тетрадки с избранными баснями для младших школьников, которые вряд ли способны оценить смысл и иронию крыловских басен. Однако во всех магазинах были творения Ларисы Рубальской и других раскрученных современных авторов. В силу своего возраста я никак не могу привыкнуть к тому, что России больше нет и правила в стране задают иные люди, которые заявляют, что русский народ выдумали русские писатели вроде Льва Толстого...

На телеканале «Культура» наши лукавые философы недавно рассуждали о том, что такое «правда», которая, по их мнению, не является «истиной», и что такое состояние общества в эпоху «постправды». Представления общества о «правде» обычно навязываются ему сознательно с помощью пропаганды как мнимые надежды на более справедливую и благополучную жизнь. Обычно за этим стоят те силы, которые хотят использовать народ в своих хищнических целях. Когда же им это удаётся и общество обнаруживает, что его цинично обманули, то и наступает разочарование и неверие, что эти авторитеты называют эпохой «постправды».

Что же касается понятия «истина», то объективной истины не существует и её невозможно сформулировать. Пожалуй, единственной бесспорной истиной является неизбежность непрекращающейся в течение всей истории человечества борьбы за власть и доступ к материальным ресурсам, т.е. за богатство с помощью манипулирования сознанием масс, а также заключение, что человеческие цивилизации не вечны и сменяют друг друга на протяжении всего существования планеты Земля.

В последнее время у наших интеллектуалов стало модным обсуждать перед телезрителями такие кардинальные мировоззренческие философские проблемы, как, например, зачем живёт человек, существует ли душа, существует ли Бог. Конечно, никто не знает ответа на эти вопросы, если исключить их религиозное толкование, и любое высказанное мнение будет волюнтаристским. Одно несомненно, что у многих людей существует потребность верить в высшую силу, которую они называют Богом, которая, как они надеются, сможет их защитить и им помочь, если её умилостивить молитвами и смирением. Но в то же время возникает сомнение, что если действительно существует эта высшая сила, которая контролирует жизнь людей на планете Земля, то вряд ли она так же не умна, как человек, и нуждается в его молитвах, послушании и лести. Так же кажется бесспорным заключение, что если эта высшая сила существует, то она должна быть одна для всего человечества, несмотря на многообразие религий у разных народов. Просто каждый народ создаёт свои правила жизни, свою религию, а Бог, если он есть, должен быть один на всю планету, поскольку не может же существовать столько богов, сколько существует и существовало религий. Нельзя утверждать, что какая-то из них правильна и исключает остальные, поскольку этого никто не знает, поэтому нельзя силой навязывать свою веру другим народам. Нас учат, что Бог создал человека по образу и подобию своему, но скорее верно другое утверждение, что человек создал себе Бога по образу и подобию своему.

Для меня несомненно, что люди придумывают себе богов из-за человеческой слабости. Я сама мысленно постоянно веду диалог с Богом, либо оправдывая свои поступки, либо благодаря его за что-то, что позволяет мне психологически расслабиться, хотя трудно поверить, что действительно существует Бог – создатель всей Вселенной и ему есть дело до каждого человека на одной из многочисленных планет – планете Земля. Вера в Бога служит людям своеобразной психотерапией, а молитвы заменяют общение с психологом. Поэтому чем хуже приходится народу, тем больше верующих обращается в храмы за поддержкой и утешением.

В заключение хочу снова вернуться к Сальери и отметить их забавную претензию на почётное место не только при жизни, но и после смерти, поскольку они соревнуются друг с другом за честь быть похороненными на том кладбище, которое у них считается престижным.

Однако хочу напомнить всем Сальери, что Моцарта, как известно, похоронили в общей могиле, но его будет помнить человечество до тех пор, пока само это человечество не выродится.

Эмилия Болтянская

 

Тэги: Эмилия Болтянская
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • На чьей стороне правда?

    24.03.2021
  • Новый поп Гапон?

    03.03.2021
  • Кто пил из чистого ручья...

    17.02.2021
  • Вкалывают роботы, а не человек

    03.02.2021
  • Таинственная цензура,

    20.01.2021
  • Осознанная память

    65 голосов
  • Хотелось бы пожить при демократии

    58 голосов
  • Справедливость грядущего

    56 голосов
  • Смелость объективной оценки

    53 голосов
  • Реальность или «маниловщина»?

    46 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS