Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 18 марта 2020 г.
  4. № 11 (6729) (18.03.2020)
Литература Библиосфера Проза

«Счастье Кандида» в оптике «Пены дней»

18 марта 2020
Саша Кругосветов закончил работу над новым романом

Классик интеллектуального китча Борис Виан, он же Вернон Салливан (перечислять все псевдонимы знаменитого француза нет смысла), закончил работу над романом «Пена дней» в 1946-м: до сих пор книга переиздаётся миллионными тиражами.

Российский учёный и изобретатель, автор публицистических текстов, прозы и детского книжного цикла, лауреат нескольких литпремий Лев Лапкин, давно работающий под псевдонимом Саша Кругосветов, закончил работу над романом «Счастье Кандида», в разы превышающим по объёму виановский текст, в 2019-м. Миллионных тиражей, разумеется, не будет – их сейчас попросту не бывает.

Вопрос на данный момент в том, когда выйдет (и выйдет ли) эта книжка. Собственно, автор и прислал рукопись для рассказа о ней вероятным издателям – на самом деле, безотносительно даже данного текста, хорошая идея: публиковать в СМИ отзывы не только на новинки, но и на достойные внимания рукописи, о которых пока никто не знает. Особенно столь замороченные, как у Саши Кругосветова, – проза его очень и очень на любителя. Кто-то отшвырнёт текст с недоумением, кто-то же, наоборот, прочтёт плутовской роман взахлёб: плутовской роман, конструкция которого чудом не рушится под «ниагарским» напором слов – удержу автор не знает, экономить не умеет, да и не хочет – краткость, увы и ах, уж точно не кузина его пера. Да, роману требуется хирург: резать можно и нужно, и резать задорно, по живому. Главное, не зарезать насмерть и выпустить «Кандида» в люди – в переплёте, не в гробу.

Что же общего между «Пеной дней» и «Счастьем Кандида»? Евгений Попов, написавший предисловие к пока ещё не изданному роману, уточняет: «Человек более эрудированный, чем я, конечно же, определит, что многое у него от Бориса Виана, который поразил нас в конце 70-х не меньше Андрея Платонова или Набокова…» Да, текст Кругосветова немного фривольно «вальсирует» с текстом Виана. Постмодернистская ткань романа «Счастье Кандида», кажется, вот-вот лопнет от словесных игр и парафраз, но не тут-то было. Автор балансирует на грани, ну а российские реалии описываемых нулевых – это совсем не виановская Франция, и тут сходство с «Пеной дней» сходит на нет.

Главный герой «Счастья Кандида» – некий Кент, он же Юра Раздевалов, в прошлом бывший предприниматель, а ныне гражданин без определённого места жительства и без определённых занятий. Когда-то он был владельцем знаменитого ООО «Раздевалов Ltd.», создавал и разрушал состояния, легко распоряжался миллионами. Казалось, ему доступно всё. Внезапно это «всё» закончилось. Бизнес у него отобрали, матушка отошла в мир иной, а менты сделали своё грязное дело… Несколько месяцев Кент отсиживался в палатке: там и произошла банальная (ли?) переоценка ценностей. Ему наконец захотелось любви – чистой, джульетточной: «Хочу влюбиться. Хочу любиться, юбиться, биться, иться, ться, ся, Я! А если наоборот? Хочу ясьтибюлв, ясьтибюл, ясьтибю, ясьтиб, ясьти, ясьт, ясь, Я! Всё это про меня: хочу любить и быть любимым!..»

Так у него появляется ящерка Люси – первая безусловная любовь всей жизни (привет, кстати, от печально знаменитой виановской мышки), ну а потом – девица Надя. Но и тут не повезло: «Только-только выбрался из нищеты, порвал с прошлым бомжа, нашёл свою суженую, влюбился, женился… И вот вам, будьте любезны, – опять в лапы к ментам, и, пожалуйста, огребите, дорогой товарищ, по полной. Хорошо хоть не избивали, как в прошлые разы!..»

Впрочем, спойлера не будет. Этот текст, вероятно, всё же стоит прочесть, дабы познакомиться со всеми его сумасшедшими персонажами – и владеющей четырьмя языками клошаркой, и странными приятелями Кента с их дамами сердца, и ангажированным «писателем пустоты» Плезневичем, и преучёным Шародеем, и тётей Зиной, и кузиной из эро-юношеских воспоминаний… Ну а при чём здесь Кандид и его счастье? Об этом – возможно, в будущей книге, если звёзды сойдутся для её издательского зачатия. И – немного у Вольтера.

Наталья Рубанова

 

Тэги: Саша Кругосветов Наталья Рубанова
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Радость и опасность полёта

    29.06.2021
  • Всё получится?

    04.11.2020
  • Прозаик, которого ждали

    30.09.2020
  • Как писатель в РЭП залез

    15.07.2020
  • «Тронный» вирус, копирайт

    25.03.2020
  • «Куда ж нам плыть?»

    21 голосов
  • «Тронный» вирус, копирайт

    20 голосов
  • Как писатель в РЭП залез

    14 голосов
  • Реализм – это только название

    13 голосов
  • Прозаик, которого ждали

    12 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS