Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 16 марта 2022 г.
  4. № 11 (6825) (16.03.2022)
Искусство Культура

Назад в будущее

Фолк, классика и рок – не антагонисты, а союзники

16 марта 2022
Народная музыка на все времена

Как известно, аксиома не требует доказательств. Однако в Курске одну общеизвестную аксиому, повторяемую в последнее время многократно и на все лады, решили всё же доказать. Не на словах, а на деле. И доказать весьма своеобразно. «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». Эти слова Михаила Васильевича Ломоносова можно было бы поставить эпиграфом к фолк-шоу «Жар-птица», прошедшему в Свиридовском концертном зале.

 

Зрителям была представлена уникальная концертная программа, сочетающая в себе – впервые в мире! – этническую, симфоническую и рок-музыку. Эти направления принято противопоставлять друг другу и считать «непримиримыми противниками». Но уникальность данного проекта как раз и состоит в том, чтобы, соединив, казалось бы, несоединимое, – парадокс, оксюморон! – убедить всех, что фолк, классика и рок совсем не антагонисты, но союзники. Одно происходит от другого, сублимируется и рождает совершенно потрясающий продукт.

Перед нами – мир исконных русских народных традиций. 12 музыкальных произведений, олицетворяющих 12 месяцев года. В основе – оригинальная музыка XII–XVIII веков. И название проекта не просто попытка привлечь зрителя красивой «сказочной» ассоциацией: Жар-птица – один из символов кологодного цикла русского крестьянина. В предуведомлении к действу так прямо и говорится: «Мы поведаем вам историю, как наши предки встречали весну, тяжело трудились летом, собирали урожай осенью и проводили зимние гулянья. Каждый русский круголёт заканчивается проводами зимы, когда люди вновь с надеждой поют весёлые песни, предвосхищая возрождение природы».

Авторы идеи – два выдающихся музыканта: главный дирижёр Губернаторского камерного оркестра Курской области Сергей Проскурин и дирижёр оркестра русских народных инструментов Курского музыкального колледжа им. Г.В. Свиридова Анатолий Марковчин.

Наипервейшая задача проекта: сделать фольклор не только понятным, но и привлекательным для молодёжи. При этом не идя ни на какие уступки, ни на какие уловки и приманки и делая ставку исключительно на подлинность. Только оригинальные старинные народные тексты! Только оригинальные старинные народные мелодии! Только оригинальные старинные народные костюмы!

Так что весьма символично, что премьера «Жар-птицы» состоялась в начале именно 2022 года, объявленного в нашей стране Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. Фолк-шоу отвечает поставленным целям, как говорится, на все сто!

«Эта музыка даёт нам понимание, как мы устроены, что мы значим, что вообще мы собой представляем. Идея проекта у меня вызревала в течение нескольких десятилетий. Главная трудность заключалась в том, чтобы найти баланс, не перегрузить, не заглушить, не допустить доминирования какого-то одного стиля. Не убить живой родник народного искусства. Задача очень сложная. Не будем забывать, что это эксперимент; поиск нового звучания, новых тембров, которые никто из нас ещё никогда не слышал», – рассказал в телевизионном интервью Сергей Проскурин.

А ещё отметил, что в одиночку не справился бы, что вся команда проекта – это команда единомышленников. Одним из главных действующих лиц фолк-шоу стал фольклорный ансамбль «Полдень» (художественный руководитель Анастасия Иваненкова, хореограф Людмила Белогурова).

И здесь кроется целая история, можно сказать, сага. Ансамбль «Полдень» был создан ещё в 1997 году выдающимся педагогом Натальей Алексеевной Гавриловой на базе Курского музыкального коллежа им. Свиридова (кстати, этому замечательному учебному заведению ныне исполняется 100 лет!). Весь фольклорный материал «Жар-птицы» предоставлялся из архива, собранного ею вместе с учениками в фольклорных экспедициях. Но в ноябре 2020 года Натальи Алексеевны не стало… Её дело продолжила дочь – Анастасия Иваненкова, под руководством которой «Полдень» продолжает являться одним из самых ярких и профессиональных народных коллективов не только Курской области, но и всей России.

И недаром Сергей Проскурин говорил о команде единомышленников. Ведь это тоже исконная народная традиция – созидание сообща! Да, трудности никто не отменял. Многие песни существовали в архиве только в рукописном варианте и нужно было их сначала расшифровывать. И уже на основе этого Анатолий Марковчин создавал уникальные оркестровки проекта, придавая им современное звучание. Оригинальное – во всех смыслах этого определения!

«Недаром называют наше фолк-шоу «Жар-птица», – резюмировал Марковчин. – Ведь она олицетворяет солнце, огонь, свет. Это самая замечательная из сказочных птиц! У неё 12 перьев в хвосте по числу месяцев в году. Я много и долго работал с фольклорными коллективами. Меня всегда интересовала русская песня. А представить её в таком необычном смелом ключе, так сказать, в стиле метамодерн – это просто шикарно!».

 

Тэги: Мария Залесская
Обсудить в группе Telegram

Мария Залесская

писательница, историк, музыковед, биограф, журн... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Когда Слово – Дело

    07.09.2022
  • Мастер-класс длиною в столетие

    08.06.2022
  • Перекличка памяти

    18.05.2022
  • Гармония противоположностей

    30.03.2022
  • Парадоксы любви

    02.03.2022
  • Композитор нашего времени

    22 голосов
  • Гаврилиным спасаясь…

    19 голосов
  • Слова и музыка Сергея Прокофьева

    17 голосов
  • Аккомпанировать самой жизни

    15 голосов
  • Толстой был бы доволен, или

    14 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS