Перейти к содержанию
  Воскресенье 24 сентября 2023
Литературная Газета
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
      • Реклама в газете
      • Реклама на сайте
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Видео
    • Правила общежития
    • Настоящее Прошлое
    • Видеоряд
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
Идет поиск...
К сожалению, ничего не найдено.
Изменить запрос
LGZ
LGZ
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
  • Видео
  • Колумнисты ЛГ
  • Все рубрики
    • Новости
      • ЛГ Online
      • ЛГ Плюс
      • Позиция
      • Спецформат
    • Статьи
      • Политика
      • Общество
      • История
      • Литература
      • Кино
      • ТВ
      • Театр
      • Музыка
      • Архив номеров
    • Видео
    • Авторы
  • Об издании
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
LGZ
  Статьи    16 марта 2022 г.  № 11 (6825) (16.03.2022)
Искусство Культура

Я порастряс частицы мироздания

Волковский театр драмы в Ярославле показал космический мир Циолковского, воплотив на сцене вселенную учёного
16 марта 2022
Спектакль «Циолковский» – в семи номинациях на «Золотую маску»

Жизнь замечательных людей по-прежнему интересна многим. Только сейчас фокус с «замечательности» сместился на «жизнь». Точнее, на отыскание в этой жизни чего-то странного, лирического или фантастического.

 

Спектакль Бориса Павловича «Циолковский» как раз такой. Космический учёный в его трактовке предстаёт космогоническим. Он – автор целого мира, необъятной вселенной, которую постиг и полюбил. Не просто так же его жена – Варвара Евграфова – ревнует к «звёздам – собакам кусачим».

...Очень слабослышащий преподаватель математики и физики в женском епархиальном училище Калуги Константин Эдуардович Циолковский при помощи своего недуга может выключаться из контекста окружающей действительности. Тогда космос становится ему ближе, а люди – ученицы, например, – приобретают вид одинаковых тел на карте далёкой повседневности. На этом же полотне совершенно теряются жена, сын, открытия, сделанные другими учёными – всё, что отдаляет от звёзд, всё, что не полетит.

Однажды навещает Циолковского большой учёный – Дмитрий Иванович Менделеев, – человек, уважаемый заглавным героем за масштаб, несмотря на то что он автор водки и бездымного пороха. Только от него принимает Циолковский слова признания своих заслуг. Только ради него спускается он из своей вселенной в туман объективной реальности.

И всё же центральной темой спектакля остаётся жизнь Константина Эдуардовича со всеми её фантастическими элементами. Режиссёр делает попытку заглянуть «за кулисы» сознания гения и понять, «из какого сора растут стихи».

Кстати, о стихах. Во втором действии зрителя ждёт спектакль в спектакле. «Это что-то декадентское», – хочется констатировать вслед за героиней «Чайки» Ириной Аркадиной.

Воистину мистические стихи Николая Заболоцкого, разыгранные воспитанницами епархиального училища, выглядят ужасающе прекрасно. Каждой строчкой своей они раскрывают внутренний мир Циолковского и отдаляют учёного от простого обывателя, мыслящего в двухмерной системе координат.

Режиссёр неспроста так много цитирует из поэм «Деревья» и «Безумный волк»: лучшего пособия для понимая внутреннего мира героя сложно найти. Стихи эти были написаны Заболоцким под впечатлением от личности Циолковского, с которым он состоял в длительной переписке.

Ещё несколько слов о воплощении замысла. Заглавную роль исполнил Илья Варанкин – молодой актёр Ярославского театра драмы имени Фёдора Волкова. Сначала выбор режиссёра несколько обескураживает: Циолковский многим помнится почтенным бородатым старцем, а не субтильным молодым человеком. Но с началом спектакля с таким выбором соглашаешься полностью. Актёр находит убедительные интонации для определения характера своего персонажа.

Вызывает симпатию Дмитрий Менделеев в исполнении Николая Лаврова. Этакий медиум между миром звёзд и обывателей.

Сложнее всего пришлось Елене Шевчук, исполнившей роль жены Циолковского Варвары Евграфовны. Её героиня не симпатична главному герою, и зритель норовит пропустить её мимо сознания, так как уже увлекается характером иного персонажа – её мужа. Беременная на протяжении всего спектакля, она незаметно рожает детей, детей теряет и оплакивает и снова беременеет. Ей даже некому пожаловаться на судьбу – муж глухой, звёзды – соперницы. Её уста растворяет только песня-плач, горькая и пронзительная. И именно эта песня Варвары Евграфовны находит отклик в сердцах зрителей. Благодаря этой песне они могут понять героиню и посочувствовать ей.

Всё действо спектакля разворачивается между гигантскими чёрными щитами – школьными досками, исписанными мелом. Эти посредники между учёным и небом исчезают ближе к финалу, когда нам, зрителям, открывается внутренний мир Циолковского.

Спектакль Бориса Павловича выдвинут на «Золотую маску» сразу в 7 номинациях. Помимо режиссёра на профессиональное признание рассчитывают актёры Илья Варанкин и Елена Шевчук, художники Александр Мохов и Мария Лукка, а также художник по свету Стас Свистунович. Всем вместе им удалось рассказать убедительную и фантастическую историю учёного Циолковского, наполнив её символическими преображениями. А что вы хотели? Жизнь замечательных людей надо проживать так, чтобы не было мучительно скучно.

Кристина Шрамковская

 

Кристина Шрамковская
89
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта ЛГЗ на ваш электронный ящик.

Ищем в истории добро

21.09.2023

Да разве сердце позабудет

20.09.2023

В учёном сообществе

15.09.2023

Отставки, банкротство и пропавшие документы

14.09.2023

Актёрская профессия спасает, огорчает и радует

13.09.2023

«Пятна» на сочинском солнце

15317 голосов

Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

10230 голосов

Прелюдия к концерту бытия...

7453 голосов

Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

2623 голосов

Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

2602 голосов
LGZ
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Фестиваль Память Театр Премьера Книги Дата Книжный ряд Выставка Эпоха Кино Новости Событие Писатель Сериал Утрата
© «Литературная газета», 2007–2022
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты