Сразу две замечательные русские сказки покажет в марте на сцене Кремлёвского дворца театр «Кремлёвский балет». Оба балета будут в равной мере интересны как взрослым, так и юным зрителям.
Итак, «Руслан и Людмила» М. Глинки – В. Агафонникова и «Аленький цветочек» В. Купцова. Эти два спектакля можно увидеть только на кремлёвской сцене. Авторские постановки основателя театра «Кремлёвский балет» народного артиста России Андрея Петрова (1945–2023), которые он создал с интервалом в 26 лет. И тем интереснее увидеть их практически подряд. 28 марта – «Руслан и Людмила», а 30 марта – «Аленький цветочек».
Конечно же, за два с лишним десятилетия некоторые нюансы творческого видения балетмейстера претерпели изменения, и это закономерно. Но в то же время творческий почерк Андрея Борисовича Петрова узнаваем всегда и сразу. Это масштабная, многоплановая режиссура, изобретательный хореографический язык, как правило, представляющий собой синтез классической лексики с теми или иными привнесёнными танцевальными элементами (в данных случаях – с различными элементами русского народного танца), и удивительным образом переданный средствами пластики юмор – во все времена это считалось редкостью на балетной сцене, а потому ценилось особо.
«Руслан и Людмила» погружает в головокружительный калейдоскоп былинной фантасмагории, где картины чудес, превращений и приключений героев сменяются столь стремительно, что прямо-таки дух захватывает. В то же время такая насыщенность либретто отнюдь не утомляет, поскольку оно воплощается в лёгкое, яркое, динамичное и по-настоящему впечатляющее действо, которое буквально заряжает позитивом.
«Аленький цветочек» – более неспешен, лиричен, психологически глубок. Но он тоже смотрится буквально на одном дыхании, захватывая и неожиданными поворотами насыщенного хореографического действия, и впечатляющей проработкой характеров персонажей, и, конечно же, невероятной красоты спецэффектами современного мультимедийного оформления, предложенного художником-сценографом Григорием Беловым.
Хореографическая фантазия Андрея Борисовича Петрова была поистине безгранична, и в этом ещё раз убеждает даже то, насколько по-разному он использует в этих двух спектаклях приблизительно одни и те же, казалось бы, узнаваемые движения, взятые из русского народного танца.
«В этих спектаклях на самом деле русская тема в классическом танце «звучит» совершенно по-разному, – поясняет главный балетмейстер театра «Кремлёвский балет» заслуженная артистка России Александра Тимофеева. – В «Руслане и Людмиле» она получилась подчёркнуто сказочной, фантазийной, а в «Аленьком цветочке» более приближенной к реальной жизни».
«Почему мы говорим о том, что эти постановки интересны всем, независимо от возраста? Потому что это увлекательно, при всей сложности хореографического и режиссёрского решения предельно понятно, невероятно красиво и очень эмоционально. В этих балетах – сказочных по сюжету – есть та глубинная правда жизни, которая просто не может не тронуть сердца и души тех, кто с ними соприкасается. Спектакли Андрея Петрова – это всегда искреннее и волнующее напоминание о таких серьёзных вещах, как нравственные ценности, умение любить, стремление нести в мир свет и добро. Напоминание, к которому зрители потом будут ещё долго мысленно возвращаться вновь и вновь, наверняка осознав что-то по-настоящему для себя важное», – отмечают в пресс-службе театра «Кремлёвский балет».
В спектаклях ожидаются заметные новые вводы. Так, в «Руслане и Людмиле» партию Ратмира впервые исполнит Эдгар Егиазарян. В «Аленьком цветочке» в образе Марфы, старшей сестры Настеньки, в первый раз предстанет лауреат международного конкурса Вероника Варновская, одного из купцов, соратников главного героя Ивана Васильевича, впервые будет танцевать Пётр Горбунов, а Ловца жемчуга – лауреат всероссийского и международных конкурсов Богдан Плешаков.
Спектакли идут в сопровождении симфонического оркестра радио «Орфей» (художественный руководитель и главный дирижёр – заслуженный артист России Сергей Кондрашев).
Юрий Авдеев