Данная премьера была обещана давно, и её очень ждали. Аншлаг в Концертном зале имени П.И. Чайковского красноречиво свидетельствовал об этом. Праздник состоялся – Александр Сладковский, «самый светлый и позитивный дирижёр», как его окрестила пресса, с Государственным симфоническим оркестром Республики Татарстан привезли в Москву концертную постановку «Летучего Голландца» Рихарда Вагнера.
Считается, что за литературную основу своей оперы Вагнер взял новеллу Генриха Гейне «Из мемуаров г-на Шнабелевопского», где обыгрывалась в полушутливой форме старинная морская легенда о проклятом корабле. Однако вагнеровская трактовка легенды полностью не совпадает с бытовой сатирой «женоненавистника» Гейне, утверждающего: «Мораль пьесы для женщин заключается в том, что они должны остерегаться выходить замуж за летучих голландцев, а мы, мужчины, можем из этой пьесы вывести, что даже при благоприятных обстоятельствах погибаем из-за женщин». Иронией проникнуто произведение Гейне, высоким трагизмом – произведение Вагнера. «Летучий Голландец» – тот корень, из которого взросли все основные идеи его творчества: жертвенная искупительная любовь, противопоставленная проклятию «золотого тельца».
Именно в таком – абсолютно вагнеровском, романтическом – ключе представил «Голландца» Сладковский. Полное единение с оркестром, с солистами, хором и яркие, через край, эмоции – отличительные черты Сладковского-дирижёра. Музыканты ГСО РТ отвечают своему руководителю взаимностью. Концертное исполнение максимально обостряет, обнажает действие, да и в смыслы погружает наиболее глубоко по сравнению с театрализованной постановкой. Солисты выдержали экзамен на психологизм на отлично.
Ещё один подарок – услышать в одном ансамбле такой буквально звёздный состав. Отметим лишь «главных действующих лиц»: немецкий бас-баритон Альберт Домен (Голландец), в своё время покоривший взыскательную публику Байройтского фестиваля в партии Вотана и удостоенный славы одного из лучших в мире исполнителей вагнеровского репертуара; солистка Музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко Наталья Мурадымова (Сента), сильный и в то же время нежный голос которой просто не может никого, у кого есть уши, оставить равнодушным; солист Латвийской национальной оперы, обладатель настоящего вагнеровского тенора Артем Сафронов (Эрик).
После такого праздника возвышенного романтизма сразу захотелось спросить: стоит ли в ближайшем будущем ждать от Сладковского новых вагнеровских постановок? «Планов слишком много! Сейчас ничего точно обещать не буду, – ответил маэстро. – В первую очередь мечтаю сыграть «Саломею» Рихарда Штрауса. Прямо сейчас издаём Чайковского, которого записали прошлым летом. Затем будем записывать три симфонии и «Симфонические танцы» Рахманинова, и уже на следующее лето запланирована запись всех симфоний Бетховена. Если же говорить непосредственно о Вагнере, то, если честно, хотелось бы сыграть всё!»