Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 23 марта 2022 г.
  4. № 12 (6826) (23.03.2022)
Искусство Культура

Возвращение оперного раритета

Красноярский театр оперы и балета показал премьеру «Лакме» Лео Делиба

23 марта 2022
Шествие с выносом Дурги

Красноярский театр оперы и балета показал премьеру «Лакме» Лео Делиба – шедевр французской лирической оперы, не ставившейся в России более полувека. Не имеет она серьёзной сценической истории и в Европе. Ведь Делиб своим произведением заклеймил британский истеблишмент и фатальные для индусов последствия колонизаторской политики. Об этом свидетельствует и казус с картиной Василия Верещагина «Казнь из пушек в Британской Индии», где запечатлён варварский расстрел индусов, которых привязывали к жерлам пушек. Именно это изображение стало «лейтмотивом спектакля»: оно проецируется на суперзанавес в начале оперы, его фрагменты мы видим на порталах храма во втором действии…

 

Видеопроекции и балет в ориентальных костюмах, силуэты высотных зданий и многорукие статуи индуистского культа (сценография Марии Высотской) – в «Лакме» перемешались эпохи и стили, заставляя зрителя ментально перемещаться во времени и пространстве.

Постановочной команде удалось достичь баланса между этнографическими деталями, диктуемыми сюжетом, и необходимостью сделать историю столкновения английских колонизаторов и коренного населения Индии, близкой российскому менталитету. Свою идею режиссёр-постановщик Сергей Новиков сформулировал в интервью, опубликованном в премьерном буклете, и, к чести его, слова не остались лишь декларацией о намерениях.

Действительно, восточная и западная культуры тесно переплетены практически в каждом мегаполисе, и на сцене мы видим, как комментирует Новиков, «индуистский центр в парке посреди неназванного большого города. Этому укромному уголку культуры малого народа некуда скрыться от современной жизни – небоскрёбы сжимают парк в стеклобетонном кольце. Это противопоставление проецируется и на взаимоотношения героев».

Любопытствующие англичане из числа местной элиты пробираются в храм богини Дурги, делают селфи, трогают священные предметы, тем самым оскверняя сакральное место. Именно за это в дальнейшем преследует жрец Нилаканте Джеральда, жениха Элен, дочки губернатора. Легкомысленный повеса, встретивший в храме Лакме, дочь Нилаканте, моментально влюбился, забыв о своих матримониальных планах.

Интрига разворачивается постепенно. Джеральд, быть может, и не решился бы порвать со своим миром, но охваченный жаждой мести Нилаканте заставляет Лакме петь на празднике. Звучит знаменитая «ария с колокольчиками», и, услышав голос девушки, Джеральд выдаёт себя. Расплата следует очень скоро: жрец, переодевшись в бродягу, подстерегает влюблённого юношу и ранит его ножом. Лакме прячет его, выхаживает целебными травами и предлагает навсегда скрепить их любовь, испив святой воды из священной чаши. Развязка драмы близка: Джеральд колеблется, он, слыша проходящих мимо британских солдат, начинает задумываться о возвращении к своим согражданам. Лакме в отчаянии съедает лепестки ядовитого цветка, и хотя Джеральд совершает с ней обряд, счастье уже не вернуть. Лакме умирает на глазах у потрясённого отца, который даже не может наказать обидчика. Выпив из священной чаши, Джеральд оказывается посвящённым в касту браминов.

«Опера «Лакме» с самого начала задумана Делибом как история о столкновении восточного и западного миров, систем, ценностей и образов мыслей, – объясняет Сергей Новиков. – Месседж о том, что западный человек, не понимая особенностей мышления человека с востока, может, сам того не желая, оскорбить (причём оскорбить смертельно), прописан тут очень наглядно».

Появление редкозвучащей оперы французского композитора XIX века – продолжение курса на отход от трафаретного наполнения афиши, взятого Красноярским театром оперы и балета имени Д. Хворостовского. «Кавказский пленник» Цезаря Кюи, «Груди Терезия» Франсиса Пуленка, «Богатыри» Александра Бородина, «Ермак» Александра Чайковского – репертуар планомерно пополняется новинками.

«Лакме» – совместный выбор театра и режиссёра Сергея Новикова, который выиграл право на постановку ещё в 2015 году как участник проекта «Нано-опера». И вот час настал. Собственно постановочному процессу предшествовал кропотливый подготовительный период. По словам режиссёра, пока певцы в Красноярске разучивали свои партии, они с ним по зуму отрабатывали правила французской фонетики.

Не только с произношением, но и с пониманием стиля в этом спектакле действительно всё в порядке. Солисты театра с увлечением погрузились в загадочный мир востока, оркестр, повинуясь жесту столичного дирижёра, народного артиста России Александра Рудина, шармировал прозрачностью и певучестью кантилены. По словам дирижёра, «работая с красноярским оркестром, мы обращали особое внимание на качество звука, исполнение не должно быть грубым, агрессивным, «жирным». Я старался сообщить оркестру именно такое отношение к этой музыке: прозрачной, рафинированной и вместе с тем искренней и трогательной».

На центральные партии также подготовили по три состава, но доверили премьеру приглашённым певцам. Сопрано Анна Гречишкина из московского театра «Геликон-опера» с впечатляющей свободой справилась со всеми виртуозными каверзами партии Лакме, и под стать ей тенор Сергей Кузьмин из Михайловского театра блеснул качеством вокала и естественностью актёрской игры в партии Джеральда.

Несмотря на трагический финал, музыка оперы овеяна светлым колоритом, а на сцене царят яркие, сочные краски. Презентованная в первые дни весны, «Лакме» была благодарно воспринята красноярцами как подарок ко дню Восьмое марта как возможность отвлечься от проблем будней и погрузиться в красивую романтическую историю.

Лидия Ордынская,

Красноярск – Москва



 26-лакме 2.jpg

Джеральд – Сергей Кузьмин, гувернантка Бентсон – Лариса Плотникова, дочери губернатора Роуз – Екатерина Кочетова и Элен – Алёна Бабивская

Тэги: Лидия Ордынская Лакме
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Мечта о мире строит будущее

    11.05.2025
  • «Ты не покинь меня, моя живая память»

    09.05.2025
  • «Лёгкая кавалерия» взяла Москву

    08.05.2025
  • Одна на всех. У каждого – своя

    07.05.2025
  • Дом науки и культуры, Ковчег, Театр оперы и балета

    05.05.2025
  • «Пятна» на сочинском солнце

    15317 голосов
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS