Создать в Кронштадте Аллею памятников поэтам и писателям, жизнь которых была связана с этим городом воинской славы, предложил глава Санкт-Петербургского отделения Союза писателей, сопредседатель-координатор Санкт-Петербургского отделения Культурного фронта России поэт Борис Орлов.
Как отметил Борис Александрович, проживающий ныне в Кронштадте (а сегодня Кронштадт – один из районов Петербурга, потому речь идёт об увековечивании памяти литераторов города на Неве), идея, которой он решил поделиться с «ЛГ», возникла у него в связи с обсуждением проекта памятника поэту Серебряного века Николаю Гумилёву.
Эскизный проект памятника поэту Николаю Гумилёву был представлен в Градостроительном совете при Правительстве Санкт-Петербурга. Это уже третий проект памятника, который мы рассматривали с бывшим главой Кронштадтской администрации Олегом Анатольевичем Довганюком. Монумент поэту, по его словам, планируют установить на бульваре вдоль улицы Комсомола в Кронштадте. Скульптор проекта – Екатерина Пильникова. Но точная дата, когда памятник появится в Кронштадте, пока не называется.
«Памятник поэту Николаю Степановичу Гумилёву корректно вписан в пространство бульвара, – говорится в проекте. – Светлые оттенки в выборе материалов (патины для бронзы и серого гранита для постамента) обусловлены звучанием и колористическим сочетанием самого города Кронштадта, его воздушностью. В нашем представлении, Кронштадт – это светлый город, и мы стремились создать памятник, отвечающий городской среде. Поэтому для изображения поэта был выбран классический стиль. Мягкие, уверенные линии и лаконичный силуэт бюста сочетаются с характером города-порта, а также отражают личность Гумилёва».
Необходимость увековечить память легендарного поэта Серебряного века, расстрелянного большевиками, в Петербурге обсуждают уже около 30 лет. В 2021 году с такой инициативой выступила администрация Кронштадта, где прошли первые годы жизни Гумилёва. Затем был проведён конкурс, по результатам которого отобран вариант Екатерины Пильниковой (на верхнем фото). Воплощённый ею образ поэта в 2022 году вызвал споры в культурной среде Петербурга. Проект многие критиковали, а некоторые даже говорили, что лучше было бы поставить на постамент жабу, потому что пропорции лица Гумилёва искажены. А кто-то заявил, что это памятник знаменитому «кыштымскому гуманоиду Алёшеньке».
Однако Пильникова такую критику отвергает. «Я не понимаю, отчего на меня все ополчились, – говорит она. – Скульптуру Гумилёва я делала по фотографиям, никаких пропорций не меняла. Времени было мало, успеть было сложно. Идею бюста, а не полноценного памятника я выбрала потому, что место, которое выделяется под памятник, крошечное. Там вообще не будет смотреться фигура в полный рост. То, что моя работа не понравилась представителям общества, не говорит ни о чём. У нас большинство памятников людям не нравится…»
Спорили о её проекте и на Градостроительном совете. Так, бывший глава комитета по градостроительству, президент петербургского Союза архитекторов Владимир Григорьев поднял вопрос об отсутствии архитектора в команде. «Скажите, пожалуйста, почему вы пренебрегаете таким общепринятым подходом к проектированию памятников, когда скульптор работает вместе с архитектором?» – задал он вопрос. Напомнив, что за всю историю государства Российского только один скульптор работал без архитектора – Церетели. Пильникова объяснила: архитекторов она не избегает, просто с некоторыми работа не срослась.
Особенно активно защищал проект Пильниковой ректор Академии художеств им. Репина Семён Михайловский: «Выступаю в качестве адвоката. <...> Очень хорошая скульптура, чистая форма. <...> Я удивляюсь, что мы столько времени тратим на очевидно талантливую вещь».
Тут главный вопрос в том, что речь идёт о Кронштадте – городе воинской славы, где установлены памятники адмиралам, известным мореплавателям.
Здесь проходит морской парад и множество разнообразных мероприятий по морской тематике. Кронштадтцы воевали в Афганистане, в Санкт-Петербурге и Кронштадте формировалась рота морской пехоты, участвовавшая в первой чеченской кампании, а сегодня кронштадтцы защищают Родину в Донбассе, в очередной раз подтверждая статус города воинской славы. Поэтому изначально при обсуждении проекта памятника Гумилёву с главой администрации города мы пришли к общему мнению: поэт будет представлен в военной форме в полный рост и с двумя Георгиевскими крестами. Это было бы более чем уместно в Кронштадте. Но почему-то решили поставить бюст… В первоначальном проекте на постаменте просто было написано «Николай Гумилёв». И всё.
На Градостроительном совете мы посоветовали памятник доработать. Отлично помню, как ставили прекрасный монумент Михаилу Юрьевичу Лермонтову перед Адмиралтейством. Тогда к делу относились ответственно. На постаменте красуются удивительные строки поэта. Почему бы так же не сделать и на памятнике Гумилёву, добавив несколько прекрасных строк из его стихотворений?! Чтобы любой прохожий мог понять и оценить…
Теперь о самом памятнике. У скульптуры Гумилёва несколько вытянутая голова, из-за чего он выглядит как гуманоид. В народе быстро родилось множество шуток на эту тему. К сожалению, в Петербурге уже есть мемориалы гуманоидам. Например, уродливый памятник Петру I в Петропавловской крепости скульптора Михаила Шемякина, установленный перед развалом СССР, когда все были за демократию и так называемую креативность. А сегодня на этот памятник великому императору больно смотреть. Не прекращаются споры и вокруг недавно установленного памятника Александру Блоку возле дома, в котором жил этот великий русский поэт.
Недавно вошла в моду занесённая с Запада так называемая контактная скульптура: её устанавливают почти на тротуаре, люди проходят мимо, трут какие-то места у памятника. И это считается очень правильным, близким к народу. Такой памятник в Петербурге не так давно установили писателю Сергею Довлатову. На мой взгляд, это пошлость и безвкусица.
Мы должны помнить об индивидуальности памятника, каждый должен представлять собой уникальную ценность. В эскизе же памятника Гумилёву нет ничего оригинального. Не хочу обидеть его автора – скульптора Екатерину Пильникову, но, к сожалению, она действует в том же дискредитировавшем себя направлении. Возможно, она неплохой скульптор. Но, извините, нужно учитывать место, где будет воздвигнут памятник поэту-воину, помнить историю города. Мне, как капитану I ранга, хочется видеть Гумилёва боевым офицером. Думаю, таково желание и других моряков. Убеждён, что памятник Гумилёву не должен выбиваться из ряда кронштадтских монументов и нарушать гармонию города воинской славы.
Гумилёва запрещали в советское время. Тем не менее в некоторых учебниках по филологии были его произведения, в Литинституте мы свободно изучали его творчество. В 90-е годы ко мне в гости приезжали писатели-фронтовики, ныне уже ушедшие из жизни, которые прекрасно знали творчество Гумилёва, читали его стихи. Этого поэта в Петербурге-Ленинграде всегда знали и любили.
Народ уже тошнит от бездумного подражания уродливым явлениям, что есть на Западе. Я выражаю, конечно, своё мнение, однако аналогичной точки зрения придерживаются многие кронштадтцы, с которыми мне довелось беседовать. Вопрос о памятнике Гумилёву обсуждался на Общественном совете Кронштадта, где все были за то, чтобы поэт был изображён в военной форме с двумя Георгиевскими крестами и в полный рост. К сожалению, Градостроительный совет не прислушивается к мнению общественности, выступающей против выбранного проекта памятника.
У нас в городе есть улица поэта Алексея Лебедева, который в 29 лет погиб на подводной лодке осенью 1941 года. В Кронштадте жили поэт Семён Надсон, известный публицист Михаил Меньшиков, расстрелянный в годы гонений на Валдайском озере. Это всё деятели русской культуры, достойные нашей памяти. Думаю, улицу Комсомола в Кронштадте, на которой собираются установить памятник Гумилёву, постепенно можно было бы превратить в аллею поэтов и писателей, жизнь которых была связана с Кронштадтом.