Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 02 апреля 2014 г.
  4. № 13 (6456) (02.04.2014)
Настоящее Прошлое История

От Байкала до Амура

02 апреля 2014
Как молоды мы были!

Справедливость истории: 40-летие Байкало-Амурской магистрали отмечается в апреле 2014 года. Но строгая летопись не забыта, и говорит она, что к БАМу страна подступалась несколько раз. Первый – ещё до Транссиба, до начала главной дороги страны. В 1889 году, выбирая путь, полковник Генштаба Н.А. Волошинов продрался сквозь тайгу там, где сегодня лежат рельсы БАМа, дал заключение: невозможно.


В 1926-м вернулись к БАМу, провели первую разведку. В 1932-м вышло постановление «О строительстве Байкало-Амурской железной дороги». Конечный пункт – пристань Пермская на Амуре (будущий Комсомольск-на-Амуре). Правда, что БАМ в 1930–1950 гг. строил БАМлаг, затем поделённый на 6 организаций той же принадлежности.  В 1953-м эти стройки закрыли и жизнь БАМа замерла на десятилетие.

Новые хозяйственные и военно-политические условия в 1960-х годах сделали БАМ важнейшей целью СССР. Половина прироста грузооборота – на Дальнем Востоке страны. Мировое экономическое лидерство переходит к странам Тихоокеанского побережья, выход к которому (главное наше историческое достижение) держался на одной нитке Транссиба, проходящей порой в километре от границы. Геологическая разведка доносит об уникальных даже для Сибири богатствах края. БАМ объявляется «стройкой века».

Экстремальные условия трассы продиктовали революционные научно-технические решения в тоннелестроении, технологиях отсыпки земляного полотна и буровзрывных работ в условиях вечной мерзлоты. Была разработана принципиально новая конструкция фундаментов опор мостов. В сентябре 1974-го создан научный совет Академии наук СССР по проблемам БАМа.

Новый старт и завершение БАМа – заслуга комсомола и военных строителей. Трассу поделили от Тынды примерно поровну: с запада, от Байкала, идут комсомольцы, с востока, от Амура, – военные железнодорожники. Прямо с 17-го съезда ВЛКСМ отряды добровольцев уезжают на БАМ. Ударные вахты, соревнования за право подписать рапорт ЦК ВЛКСМ, сфотографироваться у Знамени Победы к её 30-летию, много ещё было «починов», на которыми сегодня можно улыбнуться, но… за ними стоят сотни километров дорог, туннели, мосты.

24 января 1974 г. На комсомольском собрании член ВЛКСМ ефрейтор А. Сычёв поддержал инициативу работать «за себя и за того парня». В состав его автоколонны включён Герой Советского Союза В.П. Мирошниченко.

5 февраля 1975 г. Право забить «серебряный костыль» завоевал комсомолец, рядовой Леонид Смирнов.

9 сентября 1976 г. для начинающих литераторов БАМа открыта студия «Багульник».

На байкальский, «комсомольский» фланг пришлось две трети длины тоннелей, в том числе 15-километровый Северо-Муйский. На 600 км только бурятского участка пришлось 262 моста.

На амурском фланге военным строителям геология диктовала другой способ преодоления горных цепей: не туннели, а открытая проходка. Похоже на проломы крепостных стен, боевую аналогию довершала главная ударная сила – взрывотехники. Операции планировали как военные: сразу после взрыва в атаку бросали бульдозеры – успеть сгрести скально-глино-водное месиво.

Историческая встреча 29 сентября 1984-го на разъезде Балбухта шедших с востока и запада бригад А. Бондаря и И. Варшавского напоминала долгожданную встречу двух фронтов, завершивших окружение противника. То и другое было Победой и Подвигом. Именно так, с большой буквы.

27 октября 1984-го было уложено знаменитое «Золотое звено» главного хода. Постоянная эксплуатация началась 1 ноября 1989-го, хотя достраивалось ещё 400 объектов.

На БАМе, несколько раз торжественно открывавшегося, но «простаивающего», отточило критические перья уже целое поколение публицистов. Особенно в последние годы. Вот как критиковал стройку Е. Гайдар: «Проект строительства Байкало-Амурской магистрали – характерный пример социалистической «стройки века». Дорогой, масштабный, романтический – красивые места, Сибирь. Подкреплённый всей мощью советской пропаганды, экономически абсолютно бессмысленный». В общем – «ошибка века»...

Но время доказало, что ошибка – так относиться к БАМу. Например, накануне 40-летия БАМа пришла весть большой важности: завершена 321-километровая дорога до Эльгинского месторождения. Только за восемь месяцев 2013 г. было отгружено 92,7 тысячи тонн угля! И сколько ещё таких доказательств необходимости и важности БАМа. Он выполнил несколько разноплановых задач: освоение новых областей, улучшение транзита грузов на восток... И напомним ещё раз: Транссиб проходит порою в километрах от границы. И главное – наш Дальний Восток действительно надёжно связан теперь со всей Россией.


Тэги: Россия БАМ
Обсудить в группе Telegram

Игорь Шумейко

Игорь Николаевич Шумейко родился в 1957 году. И... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Алексей Пушков: «Америке ударила в голову однополярность»

    13.04.2023
  • Доброволец по зову сердца

    25.09.2022
  • Рефлексия начнется завтра

    20.09.2022
  • «Сомнений в правоте России нет…» Часть вторая

    12.09.2022
  • «Сомнений в правоте России нет…»

    06.09.2022
  • Отрезанный ломоть,

    549 голосов
  • Кто заработал на продаже Аляски

    494 голосов
  • Мина, заложенная Максом Фасмером

    445 голосов
  • Что сказал Ленин

    306 голосов
  • Политика, опрокинутая в прошлое

    300 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS