Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 03 апреля 2019 г.
  4. № 13 (6685) (03.04.2019)
Телеведение

Отвоёванный бастион

В кинотеатрах России – боевик Андрея Волгина «Балканский рубеж»

03 апреля 2019
Равшана Куркова в роли снайпера Веры

Из отечественных фильмов, недавно выпущенных в прокат, «Рубеж» правильно было бы сравнивать с самым успешным военно-патриотическим приключенческим фильмом постсоветского времени «Т-34». Он тоже сделан в согласии со всеми законами жанра и по последнему слову кинематографической техники. И это принципиально важное и главное из сходств. А вот отличий много. Они в частностях.

Во-первых, в отличие от «Т-34», ругать его стали ещё до премьеры, что приобрело несколько трагикомический характер. Кинокритик, который часто мелькает на Первом канале и отвечает за кино на государственном радио «Вести. ФМ», пришёл на пресс-показ «Рубежа» и только начался фильм, почувствовал, что в него «впрыскивается яд». Надо полагать, патриотизма. Его стало от этого так корёжить, что он выскочил из зала, не дотерпев до середины фильма, и ну строчить в «Фейсбук» гневную эпистолу в защиту беззащитного НАТО и невинных исламистов, которых в фильме обижают плохие славяне, из которых самые худшие, конечно, русские. Опомнился он не сразу, только после изрядного скандала – да, сморозил глупость, да, возвёл напраслину, не посмотрев и половины фильма, – и спрятал этот пост от посторонних глаз, но оставив его для друзей и единомышленников. И вправду, как «Рубеж» может понравиться тем, кто гаденький водевиль про Ленинградскую блокаду считает шедевром, а наши жанровые ленты про войну – милитаристскими поделками, возбуждающими вражду и ненависть?

Далее. Если сценарий «Т-34» основан на легенде о побеге из концлагеря советского экипажа на танке, то здесь не легенда, а быль, история всего двадцатилетней давности. Трагические события гражданской войны в Югославии, закончившейся её распадом, бомбардировки НАТО, приведшие к отторжению от Сербии косовского края, – ещё незажившая рана для сербов, и, конечно, тяжёлый урок для России. Многие хорошо помнят исторический разворот самолёта с премьером Примаковым и героический марш батальона десантников Юнус-Бека Евкурова в Приштину. Тот с военной точки зрения не очень значимый рейд (через несколько лет наши войска всё же оставили Приштину) имел огромное психологическое значение, дал серьёзную надежду и Сербии, и России, что пораженческая политика наконец прекратится. Она и прекратилась. Но не сразу.

Западный кинематограф вовсю эксплуатировал балканскую тему, выставляя сербов, традиционно симпатизирующих России, военными преступниками-садистами (особый шик был в приглашении в такие фильмы на роли плохих сербов хороших русских актёров – например, Машкова «В тылу врага»). Но вот, наконец, блокада в кинематографе прорвана. Сербы показаны народом, который не хотел сдаваться и сражался, защищая свои земли и храмы. В этом помогали наши добровольцы и спецназовцы, которые и стали героями фильма.

Им было поручено занять аэропорт, предварительно очистив его от албанских боевиков. И сдержать осаду до подхода основных сил подразделения. Поскольку данные о той операции засекречены, нам была показана её кинематографическая версия. Художник имеет право на вымысел, особенно, если он согласован с реальными действующими лицами.

Что мне понравилось в сравнении с «Т-34»? Здесь больше героев, и характеры их более яркие и психологически выявленные. Замечательна, неожиданна и убедительна в роли Веры, отчаянной, неприспособленной для мирной жизни снайперши, но всё же женщины, остроумной и красивой – Равшана Куркова. Для фильма это находка, не припомню в аналогичных боевиках, которых в мировом кинематографе было много, столь же обаятельной воительницы. Убедительны также в роли наших опытных и самоотверженных вояк Сергей Марин (Слащёв) и Кирилл Полухин (Бармин) – у актёров было не так много экранного времени, но они сумели создать полнокровные образы. Гоша Куценко (Бек) похож на свой прототип, и здесь очень на месте. Изысканно хороша – просто загляденье! – в роли сербской медсестры молодая актриса Милена Радулович, в роли её возлюбленного спецназовца Шаталова – Антон Пампушный, который несколько статичен, хотя по внешним данным вполне подходит для роли избранника столь прелестной и нежной особы.

В роли главного злодея, командира боевиков – Александр Сречкович, он показался несколько одноплановым – подлый подлец, негодный негодяй – объёма образа недоставало. Не очень понятно, почему он так ненавидит сербов и с такой лёгкостью их убивает. Но, может быть, сценаристы Иван Наумов, Наталья Назарова и Андрей Анайкин не предоставили актёру достаточного драматургического материала, хотя нет, по присутствию на экране он лидер, к середине фильма даже стал несколько надоедать.

Хороши в эпизодах Михаил Хмуров, Роман Курцын, Роман Воронцов… Вообще, очень приятно, что проработаны образы всех, даже ненадолго появляющихся в кадре персонажей. В диалогах много юмора, похвально внимание к деталям. Нельзя с благодарностью не вспомнить сыгравшего роль сербского милиционера Гойко Митича (легендарного Чингачгука) и, конечно, – Эмира Кустурицу, а также много снимающегося в России красавчика Милоша Биковича… Вообще, всё сербское – быт, национальный характер, природа, городки и горы – передано эмоционально и щедро. Большое впечатление произвели кадры бомбёжек Белграда и бесчинств албанских боевиков в Косово. И конечно, то, как наш небольшой интернациональный отряд защищал аэропорт от сотен боевиков. Там тоже были очень сильные моменты, особенно сцена несостоявшегося, слава богу, самоубийства.

Почему же такого успеха, как у «Т-34», у «Рубежа» нет?

Думаю, что этот фильм адресован (и в первую очередь его надо смотреть!) подросткам, но, видимо, из-за жестокости некоторых сцен – он маркирован 16+ – основная целевая аудитория была отрезана. Думаю, это серьёзная ошибка – какими-то сценами можно было бы пожертвовать, а от сокращений картина бы только выиграла – всё-таки два с половиной часа многовато. 

Тэги: Премьера
Обсудить в группе Telegram

Александр Кондрашов

Родился в 1954 году неподалеку от театра на Таг... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • В чём утопили адмирала?

    23.04.2025
  • Ненависть на аутсорсе

    02.04.2025
  • Ледовая сказка

    19.03.2025
  • Что это было?

    13.03.2025
  • Страна Zero

    12.03.2025
  • И страсть к предательству там многим застит очи

    138 голосов
  • Жизнь течет как Угрюм-река

    128 голосов
  • Хабенский напел

    102 голосов
  • Перуна на вас нет!

    98 голосов
  • Фальшивая нота

    98 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS