Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 09 апреля 2014 г.
  4. № 14 (6457) (09.04.2014)
Общество

Творец или «креативный манагер»?

09 апреля 2014

Наши читатели обсуждают предложения Валентина Попова, автора статьи «Копирайтер на валидаторе» («ЛГ», № 11)

► И всё-таки мне кажется, иностранные термины, приходящие в русский язык, заметно меняют свою смысловую окраску, приобретая несколько иное смысловое наполнение. Возникает ситуация, когда эти «новоязы» уже не могут быть в полной мере заменены некими русскими аналогами. Вот и приведённый пример со словечком «креативный» это вполне подтверждает. Вряд ли русское слово «самобытный» полностью соответствует обычно вкладываемому в это слово смыслу. Согласен, что именно «творческий» в наибольшей степени соответствует словечку «креативный», но как-то так получилось, что в нашем обиходе эти слова расходятся всё дальше. В результате к слову «творческий» придётся добавлять и «деловой», и «шустрый», и «самобытный», чтобы смыслово «закрыть» одно это, в общем, довольно противное словечко.

Николай Барболин

► Так автор и говорит, что замена подошла бы лишь «в 80–90 процентах случаев». Да и на корень «самобыт» надо смотреть пошире, ведь его сейчас в основном употребляют для обозначения чего-то своеобразного, но при этом простоватого. А ведь капелька воображения, и «самобытная причёска» вполне заменит «креативную»...

Валентин

► «Креативный» имеет прекрасные русские синонимы – «деловой», «шустрый». Они передают и некоторую ироничность употребления слова «креативный», закрепившуюся за ним вследствие частого использования для САМООЦЕНКИ в резюме. «Ну ты деловой!» – скажем мы приятелю, который хочет в каком-то совместном мероприятии и рыбку съесть, и на три буквы сесть.

Что касается прямой передачи смысла от английского «create» – создавать, творить, – то слову «креативный» есть более уважаемое в русском языке слово «творческий». Если хотим обойтись одним словом, подойдёт и слово «творец»...

Но пусть останется в употреблении и «креативный манагер». Трудно ещё как-то в двух словах передать суть и сущность многих наших топ-топ менеджеров...

Виталий Веселовский

► Новые слова «креатив» и «креативный» в новое время определённым образом потеснили в информационном пространстве старые и привычные слова «творчество» и «творческий». Понятия «творчество» и «творческая работа» зачастую ассоциируются с людьми, занимающимися высокими и отвлечёнными материями, – с учёными, философами, писателями, художниками. То есть с интеллектуальной деятельностью высокого уровня, не связанной жёстко с «прикладной», рыночной сферой и с работой в конкретных коммерческих структурах.

Людей же, которые занимаются относительно творческой интеллектуальной работой по преимуществу в определённых фирмах, стали называть «креативщиками», «креативными» и т.п. Условно говоря, в новом социуме образовалось два слоя творческих работников – «мечтатели» и «практики». Типичные творческие практики нового времени – это рекламщики, пиарщики, люди, занимающееся неймингом (придумывающие новые названия для фирм, продуктов, изделий ), некоторые специалисты по обработке видеоинформации.

Но как бы то ни было, использовать вместо слова «креативный» слово «самобытный» вряд ли целесообразно. В принципе к содержанию понятий «креатив» и «креативный» можно отнести многое из того, что связано со словами «творчество» и «творческий». Не стоит, скорее всего, здесь использовать такие пафосные слова, как «созидание», «ищущий» или «дерзающий».

Креатив – это создание, разработка, интеллектуальный поиск, генерация и проработка новых идей и предложений, а также неформальный и нестандартный подход к решению возникающих проблем. Соответственно креативный – это творческий, создающий, придумывающий, синтезирующий, генерирующий новые идеи.

Однако таких характеристик явно недостаточно, поскольку они являются общими. Если учесть, что креативная работа во многом связана с информационной сферой, следует сказать, что креатив – это способность творчески и нестандартно работать с информацией разных видов и с информационными потоками в современном социуме. Это умение находить новые, нестандартные связи в информации и в отражаемых явлениях, а также создавать и придумывать оригинальные слова, словосочетания, тексты, информационные структуры, образы, алгоритмы. Соответственно креативное мышление – это мышление комбинаторное, образное, многогранное, многомерное и междисциплинарное.

В целом креативная деятельность имеет не абстрактный и академический, а практический характер, это социально ориентированная творческая работа. Можно сказать, что креатив – это творчество в коммерческих структурах, направленное на практический результат и прибыль. Креативщик – это всё-таки не философ, и он не может себе позволить тратить много времени на выполнение конкретного задания, к примеру, на синтез нового рекламного текста.

Николай Егоров

Тэги: Резонанс
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Упала шляпа… не надо плакать

    04.05.2022
  • Индульгенция на убийство?

    01.07.2020
  • Разруха уйдёт

    13.11.2019
  • Хоть шерсти клок

    10.04.2019
  • Щенки и мерзавцы

    03.04.2019
  • Я втайне побывал на Украине

    42 голосов
  • Профессионалы поражений

    41 голосов
  • Упала шляпа… не надо плакать

    35 голосов
  • Между гламуром и криминалом

    32 голосов
  • Так кто кого «кошмарит»?

    32 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS