Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 09 апреля 2014 г.
  4. № 14 (6457) (09.04.2014)

Галина Маланичева: «Памятник не может устареть»

09 апреля 2014

«ЛГ»-ДОСЬЕ

Галина Маланичева окончила исторический факультет Пермского государственного университета (1969). С 1982 года по настоящее время работает в аппарате Центрального совета Всероссийской общественной организации «Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры».

Г.И. Маланичева – член Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству; член Межведомственного совета по особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации при Министерстве культуры Российской Федерации. Лауреат Государственной премии Российской Федерации «За вклад в сохранение отечественного культурного наследия».

«Если человек не любит старые дома, старые улицы, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, значит, он равнодушен к своей стране», – писал академик Д.С. Лихачёв. Вот уже почти полвека Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) занимается сбережением и популяризацией историко-культурного наследия России. Усилиями этой общественной организации были сохранены тысячи материальных и духовных шедевров, принадлежащих стране и её гражданам. «Спасая церкви, усадьбы, документы, мы сохраняем нечто большее, чем просто стены, убранство, памятники материальной культуры, – мы сохраняем русскую душу», – считает Г.И. Маланичева, которая с 2000 года является председателем Центрального совета ВООПИиК.

14-malanicheva.jpg– Галина Ивановна, вас можно поздравить: при Всероссийском обществе охраны памятников истории и культуры решено создать дискуссионную площадку для обсуждения общественных инициатив.

– Действительно, впервые за всю историю градозащитного движения в России появится такое место, где представители общественности смогут высказывать свою точку зрения по принимаемым градостроительным решениям, где будут учтены мнения не только экспертов, но и простых горожан. Но я считаю, что недостаточно только обмениваться мнениями и высказывать предложения, – площадка, сформированная при общественной организации с богатым опытом участия в сохранении культурного наследия, будет полезна и для государственных структур. Благодаря помощи департаментов московского правительства, я думаю, мы такую площадку создадим.

– Можно ли сейчас говорить о новом государственном подходе к охране объектов культурного наследия?

– Да, могу ответственно заявить, что в Москве наведён порядок в этой сфере. Раньше общественность всегда проигрывала, когда речь шла о грандиозных планах городского строительного комплекса. Мы безуспешно пытались доказать чиновникам: если здание находится в аварийном состоянии – это ещё не аргумент для его сноса или глобальной реконструкции. Да и как реконструировали? В лучшем случае сохранялся фасад здания, а за ним громоздилась новая стройка. По непонятным причинам у нас очень любят сносить исторические здания. Наверное, это особенность менталитета: надо непременно что-нибудь снести и поставить своё – с точки зрения заказчика лучшее. Неразбериха в законодательстве позволяла застройщикам вести себя довольно агрессивно, не учитывая культурно-исторических интересов горожан. Разрушительные тенденции времён советской власти длились десятилетиями, но в последние годы эта практика прекратилась. Москва пошла вперёд по сравнению с федеральным законодательством, приняв законодательные меры, которые ликвидировали лазейки для нарушителей закона об объектах культурного наследия. Как отметил Сергей Собянин, в основе развития столицы лежит сохранение её исторического облика. Слова мэра подтверждают цифры: если в 2010 году реставрационные работы проводились лишь на 10 объектах культурного наследия, то в 2013-м, рекордном для Москвы по масштабам подобных работ, в городе восстановлено около 200 памятников, и ещё столько же планируется отремонтировать в текущем году. Положительные изменения в области охраны культурного наследия столицы стали особенно заметны, когда на высокой степени готовности были отменены 200 инвестиционных контрактов. Их заключение привело бы к дальнейшим потерям и серьёзному искажению исторического вида города.

– Об утрате каких памятных объектов Москвы вы особенно жалеете?

– Снесено было очень многое. Больше всего мне жаль того, что произошло с московскими площадями. Чудовищна застройка Арбатской площади – монолит, совершенно не соответствующий этому месту. Не стало и площади Курского вокзала – она уничтожена низкокачественной архитектурой. А Тургеневская площадь является примером реконструкции, о которой я говорила: оставлен фасад, а за ним возник новый объём, несоразмерный по масштабам.

Нужно усвоить главное правило: памятники, поставленные до нас, категорически нельзя трогать. С точки зрения эстетики памятник вовсе не обязан нравиться всем, но должен определять городские перспективы. Вспомните историю Эйфелевой башни, которую парижане оценили не сразу. Говорят, что Мопассан, не желавший смотреть на «это чудовище», обедал в ресторане самой башни – единственном месте, откуда её не было видно. А сегодня трудно представить Париж без этого сооружения; башня очень хорошо вписывается в облик города.

Памятник – это в первую очередь произведение монументального искусства, он может быть старым физически, но никак не устаревшим. От смены идеологии или в результате каких-то политических событий страдают памятники отдельным личностям. Сейчас нам жаль, что после революции были уничтожены многие памятники царской России. Лично я так же отношусь к сносу исторических объектов советской эпохи, например, к памятнику Дзержинскому.

– Кто ваши помощники и единомышленники?

– ВООПИиК сохраняет старые кадры, но это молодая организация. У меня четыре заместителя, и все они моложе 30 лет. Кстати, одному из них, Антону Иванову, недавно вручили Президентскую премию за вклад в сохранение объектов культурного наследия. Мы сотрудничаем с Департаментом культурного наследия города Москвы, где работают квалифицированные специалисты. Положительный опыт их деятельности по сохранению памятников востребован на федеральном уровне – это подтвердило выступление главы ведомства Александра Кибовского на пленуме Центрального совета ВООПИиК. Недавно в департаменте создан научно-методический совет, специалисты которого решают конкретные вопросы сохранения городских исторических объектов. По словам Кибовского, в 2014 году из бюджета Москвы на реставрацию городских памятников выделено 7,8 миллиарда рублей. Работы будут проводиться в том числе на целом ряде объектов, хорошо известных москвичам. Это и старейший московский кинотеатр «Художественный» на Арбате, и Дом культуры имени Русакова на Стромынке, и пострадавшее от пожара здание «Школы современной пьесы» на Неглинке, и Дом Тургенева на Остоженке, известный в народе как «дом Муму». Кроме того, большие комплексные работы запланированы в храмах на Варварке, прилегающих к территории будущего парка «Зарядье».

Беседу вела Ирина ЛАЗАРЕВА

Тэги: Памятник Реставрация Реконструкция
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Закрыт на неопределённый срок

    27.07.2024
  • Валуево ждёт реставрация

    27.07.2024
  • Он опять в разведке

    14.09.2023
  • В память о Пикуле

    28.07.2023
  • Непокорённые

    28.09.2022
  • Стена Франгуляна

    103 голосов
  • Гаагский трибунал для Ивана Грозного

    72 голосов
  • Битва за монументы продолжается

    62 голосов
  • Насчет памятника Ивану Грозному в Астрахани

    60 голосов
  • Ах, как хочется историю переписать

    58 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS