Мы продолжаем разговор о том, какова сегодняшняя российская элита, можно ли её переменить, а если возможно, то как это сделать.
Наш собеседник – доктор исторических наук, профессор Восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета, специалист в области социально-культурной антропологии, политической антропологии права (юридической антропологии) Виктор БОЧАРОВ.
– Откуда «есть пошла» наша нынешняя правящая элита? Почему она именно такова и могла ли быть иной?
– До революционных событий 1917 года властная «вертикаль» в России формировалась по принципам, характерным для стран Востока. Бюрократия имперского аппарата была пронизана родственными связями. Ситуация, характерная для того времени, прекрасно описана в русской литературной классике. Как говорил Фамусов у Грибоедова в «Горе от ума»: «При мне служащие чужие очень редки, / Всё больше сестрины, свояченицы детки…»
В сталинскую эпоху с подобным кумовством активно велась борьба. Сам вождь своим поведением символизировал отрицание семейственности. Он отказался обменять сына на пленённого фашистского фельдмаршала Паулюса. Репрессивная политика затрагивала и ближайших родственников окружения Сталина. Здесь не было исключений. В этом смысле он как бы совершал ритуальные действия, что символически отторгало его и от собственного клана. И это позволяло ему управлять в интересах всего социума, а не только своих сородичей. Подобная политика была продиктована задачей в кратчайшие сроки изменить облик страны, превратить её из аграрной в промышленно-индустриальную, чтобы не быть раздавленной противниками. Решение этой задачи осуществлялось исключительно административными методами, а значит, успех зависел от способности «вертикали» мобилизовать все имеющиеся ресурсы. Сама ситуация, таким образом, выдвинула потребность отбора кадров на государственную службу «по способностям», а не по кумовству, в качестве главного принципа. Поставленная задача, как известно, была решена, хотя сопровождалась многочисленными жертвами.
– А что изменилось в послесталинские годы?
– Когда советская система вышла из экстремального режима существования, главный принцип формирования «вертикали», в соответствии с которым «чужие здесь не ходят», возобладал вновь. И здесь верховный правитель задавал тон. Ближайшие родственники, свойственники и друзья того же Брежнева назначались на высшие государственные посты. Не отставали от него и руководители других союзных республик. Двигали «своих» все начальники.
Во времена Ельцина слово «семья» и вовсе получило в политическом дискурсе нарицательное значение. Это был всем понятный, чуть ли не официальный термин. Родственники и близкие друзья Ельцина открыто продвигались на государственные посты.
После Ельцина подбор кадров осуществлялся в основном по принципу землячества. «Семью» и «свердловских» (земляков Ельцина) сменила команда «питерских» и выходцев из КГБ. Практически произошёл отказ от нормы, зафиксированной в законе о государственной службе 2005 года, который запрещает работать вместе близким родственникам, если они подчинены или подконтрольны друг другу.
В нашем нынешнем обществе существует серьёзный запрос на лидера «вождистского» типа, способного работать на весь социум, а не на своё ближайшее окружение. Со всеми, естественно, последствиями для такого «вождя», который будет вынужден следовать заведённым «от века» ритуалам и традициям.
– Мы теперь живём в эпоху рыночных отношений. Может, в частных предприятиях ситуация иная? Там выдвигаются люди только по заслугам?
– Не сказал бы... С приходом рыночных отношений в России родственные и дружеские связи стали определяющими и в частных фирмах. Сегодня в России, по экспертным оценкам, в некоторых отраслях малого и среднего бизнеса до 80 процентов компаний являются семейными. «Семейных коллективов» достаточно и в крупных компаниях.
Из Трудового кодекса РФ попросту исчез пункт об ограничении совместной службы на одном и том же предприятии лиц, состоящих между собой в близком родстве или свойстве... В результате после 2002 года, когда новое законодательство вступило в силу, резко возросло кумовство и на государственных предприятиях, в том числе и в тех областях, которые призваны обеспечить модернизацию государства. Именно здесь, где, казалось бы, приоритет должен быть за талантливыми, неординарно мыслящими людьми!.. В вузовской и академической науке институт выборности руководителей сохраняется до сих пор и вроде бы должен способствовать выдвижению компетентных и талантливых людей...
– На самом же деле?
– Мы имеем обратный результат. Всё то же кумовство. Словом, «архаические» принципы социальной мобильности, в основе которых лежат связи по родству и знакомству, обрели в наше рыночное время «новое дыхание». Неслучайно выражение «приятельский капитализм» прочно вошло у нас в обиход... Ситуация мало чем отличается и в странах СНГ. По этим принципам формируется соответственно и «властная вертикаль».
– И всё-таки элиты в нашей стране менялись. По какому принципу?
– Все революции на Востоке, включая нашу социалистическую, не что иное, как перманентно возникающие возрастные конфликты. В России причина возрастного конфликта кроется в преимущественно военном характере государства, призвание которого, как писалось в учебниках для кадетов, «быть грозою света». На вершине пирамиды в таком государстве находится верховный правитель (главнокомандующий), опирающийся не только в «собирании земель», но и во внутренней политике прежде всего на армию, по определению всегда состоящую из молодёжи. Поэтому верховная власть в России всегда старалась вырвать молодёжь из-под влияния традиционных лидеров (отцов) и ослабить влияние на неё других сил, сделать её проводником в первую очередь своей воли. Не всегда это удавалось.
Революция в России в возрастной системе координат – это «молодёжный бунт» против власти старших. Связь революции с «молодёжным бунтом» обнаружил Василий Розанов: «Революция течёт где-то и как-то параллельно хулиганству; революция есть порыв хулигана сыграть роль героя».
– Под хулиганством здесь имеется в виду нежелание вести себя по общепринятым правилам?
– Да. Революция 1917 года ознаменовала победу молодёжной культуры на государственном уровне, установив настоящий «культ молодости».
Подобная связь прослеживается и в революции 90-х годов прошлого века. Вновь было востребовано «хулиганское поведение». Вспомним хотя бы разнузданно-пьяное выступление Ельцина в США перед студентами одного из университетов. Показательно, что кадры с этим эпизодом были показаны по всем каналам телевидения с целью скомпрометировать лидера революционеров перед выборами делегатов Съезда народных депутатов. Но власть получила обратный эффект.
Институт частной собственности у нас и вовсе создавался не «хулиганами» даже, а, как принято считать, «бандитами». Кстати, Жириновский как-то точно определил этих «ребят» именно в системе возрастных координат – как «молодых волков», выросших «естественно-спонтанным» образом.
– Всякая революция резко меняет идеалы, а значит, и элиту...
– Революция 90-х зачеркнула в первую очередь коммунистическое прошлое с его героикой и мифологией. Старшее поколение из легендарных революционеров, победителей, покорителей космоса и целины превратилось в людей «из другой эпохи», «совков», «алкашей» и «злобных маразматиков», создавших «шариковский социализм». Ушли любовь и уважение к отцам и дедам...
Утрата массами уважения к власти и старшим поколениям в нашей политической культуре автоматически означает и утрату страха перед государством, что неизбежно ведёт к деградации власти, её катастрофическому ослаблению. А следовательно, и к разложению, распаду общества.
Хунвейбинов (революционную молодёжь), как мы помним, использовал Великий кормчий Мао в ходе «культурной революции» в Китае именно для того, чтобы убрать старшее поколение чиновников в КНР и заменить их преданной молодёжью. Таким образом поступали лидеры, желавшие долго оставаться у власти, во всех странах. В настоящее время молодёжь является активной движущей силой всех «цветных революций».
Наступление молодёжной культуры предопределяет поведение реформаторов всех эпох, рассчитывающих, что переустройство общества можно начинать как бы с «чистого листа». Правда, в результате реформаторы всегда получали ситуацию, которую гениально определил Виктор Черномырдин: «Хотели как лучше, получилось, как всегда!» И всё-таки переоценка ценностей происходит в рамках всё той же наступающей молодёжной культуры.
– Есть ли какие-то особенности в поведении российских революционных поколений?
– Ещё Белинский выделял такие «свойства русского человека, как бодрость, смелость, находчивость, сметливость, молодечество, разгул, удальство... И в горе, и в радости море по колено!» А Герцен отмечал в психологии русских «две разрушительные силы: военную отвагу и отвагу отрицания». Всё это свойства молодости, а не взрослости. А у нас ими и взрослые наделены с избытком. Отсюда и «До основанья, а затем…».
– Когда-то было сказано: «Каждый народ достоин своего правительства». Достоин ли наш народ того правящего класса, той «элиты», которая у нас сейчас есть?
– И власть, и граждане сопряжены одним культурным кодом. То есть исповедуют одинаковые моральные, нравственные и прочие ценности. В том числе и отношение к праву и законам. Конечно, наша власть может заимствовать «хороший закон», принятый в рамках другой культуры. Однако можно заранее утверждать, что его постигнет та же участь, что и большинство уже принятых законов, которые, как известно, у нас «не работают». Люди попросту не исполняют того, что не согласуется с предусмотренными их культурой представлениями о нормальном, правильном, справедливом, должном. И здесь фактически нет исключений.
К примеру, сегодня принимаются антикоррупционные законы, но коррупция не только не уменьшается, но, наоборот, возрастает. В политике же выстроенные по западному образу и подобию институты выполняют совсем иные функции, нежели предусмотренные законом. И это порождает немалые сомнения по поводу широко распространённого либерального тезиса, что современная развитая экономика может существовать только в соответствующем правовом обрамлении. Наши «неписаные законы» весьма далеки от «протестантской этики», которая обеспечила успешное развитие капитализма в Европе.
Но жизнь наших граждан всё-таки не представляет собой царство хаоса. Она достаточным образом упорядочена и протекает именно в соответствии с «теневым правом» – неписаным законом.
– У нас получило широкое распространение понятие «криминальное государство»...
– «Криминальный» вообще-то обозначает вид социальной патологии, которая в принципе должна иметь антиобщественное содержание. Однако, как выясняется, большинство нашего населения считает сложившиеся неформальные практики («криминальные») вполне легитимными.
– Возникает закономерный вопрос: можно ли говорить о «криминальности» государства, граждане которого разделяют подобные взгляды и не стремятся скрывать следы своей «криминальной» деятельности? Чиновники всех рангов, имея скромные официальные доходы, открыто демонстрируют своё богатство, выставляют его напоказ. Однако реакция правоохранительных органов отсутствует...
– А народ воспринимает сложившееся положение дел как должное. Неписаные законы действуют в нашем обществе на всех уровнях. Они, по сути, «выводят из строя» писаные государственные законы, реально регулируя общественную жизнь.
«Умом Россию не понять…» – это изречение поэта является несменяемым эпиграфом к политической жизни России. Причём вряд ли эту мысль можно воспринимать лишь как художественный образ... Официальные политико-правовые установления, как показывает история, никогда не оказывают существенного влияния на реальное политическое поведение россиян.
Традиционная культура в политическом поведении людей большей частью проявляется бессознательно. В основе такого поведения лежат традиционные стереотипы, возникшие где-то в глубине веков. Эти поведенческие модели воспроизводятся из поколения в поколение. Поэтому поведение российских граждан, которое фактически всегда строится на принципах традиционной политической культуры, оценивается продвинутой частью как малокультурное или вовсе преступное. Вспомните множество высказываний наших «либеральных» лидеров в адрес «электората»...
– Можно ли поменять культуру общества?
– Она изменяется вместе с обществом, но гораздо медленнее. Если мы несколько десятилетий проживём без революций, которые каждый раз выбрасывают вместе со старой историей и уважение к создававшим её поколениям, то... В противном случае нет никакой гарантии, что наше время в недалёком будущем не будет покрыто позором, а нынешнее поколение не зачислят поголовно в воров и строителей «бандитского государства», которых можно только презирать.
– Так что же делать?
– Прежде чем проводить серьёзные перемены в обществе, необходимо осознать, какова роль того, от чего мы хотим отказаться в культуре общества, народа. Культура куда консервативнее общества. Она всегда, в известном смысле, уникальна и сохраняется даже при кардинальных изменениях. Важнейшей составляющей культуры являются традиции. Они во многом определяют поведение людей на всём пути существования того или иного конкретного социума. Потому-то традиционная культура и подвергается ожесточённой атаке со стороны тех, кто не считает себя её частью, они видят в ней опасность для своего существования. И здесь ничьей не может быть: либо опора на традиции, либо уничтожение культуры с непредсказуемыми последствиями.
В своей повседневной жизни граждане во многом ориентируются на неписаные законы, отражающие традиционные представления людей о должном, справедливом, легитимном поведении в той или иной ситуации. Нельзя этого не учитывать.
Беседу вёл Владимир КРОТОВ
..." Умом Россию не понять "... А чьим умом ? Как говаривали мои знакомые : " С какой стороны у этого "ума " башка затёсана ?--с западноевропейской или с прорусской ? У нас ведь матрица сознания и поведения сильно отличается от либеральной . Чтобы быть успешной России надо не слепо копировать жизнь Запада , а развивать свои традиции , адаптируя при этом лучшее , из Запада и Востока , но что не противоречит нашим принципам.
Задача философов, как известно, состоит не столько в том, чтобы выявить все противоречия имеющегося положения вещей, сколько в нахождении оптимальных путей его, мягко говоря, оптимизации.
Вот тут и возникает третья, самая интересная сторона вопроса: во имя чего???
Хотя ответ и почти тривиальный (по российским-то меркам!), но наших "академистов" он почему-то вгоняет либо в животный страх, либо в "изысканное" косноязычие, переходящее сплошь и рядом в презренное словоблудие...
Понятно, что для полной и окончательной победы бандитско-кровно-свояченнического капитализма менять ничего не нужно - всё идёт, как по сливочному маслу...
Т. е. всё упирается в одно: что нужнее и полезней для России здесь и сейчас: этот самый капитализм или всё-таки возврат к устроению общества на принципах коммунистической идеологии?
Тем, кому захочется позубоскалить насчёт "неоправдавшей" себя утопии, заранее отвечаю: среди вас вывихнутых утопистов куда больше - вы все мечтаете, прямо-таки дымитесь от неозвучиваемых намерений со дня на день стать если не князьями, то уж точно - графьями.
Или - на худой конец! - жирнохавающими лакеями...
Держися звания , в котором ты рожден ..."
И как быть "простолюдинам" ? Да просто-напросто должен быть изменен статус "звания", что и было сделано в 17ом и "профукано" в перестроечное время .
А по "благородным " генам у дедушки Крылова очень хорошо сказано в басне о потомках гусей , которые Рим спасли .
над населением с выгодами для себя верхи общества, а руководящие страной
в интересах населения лично бескорыстные держатели власти на всех уровнях политической, хозяйственной, культурной жизни. Верно говорит профессор Бочаров, что в сталинскую эпоху на это была нацелена вся государственная власть. Кумовство, приятельство, землячество пошло потихоньку со времен Хрущева, ширилось при Брежневе,
стало нормой после развала СССР. Такую "элиту" закрепила в обществе рыночная
экономика в российской форме капитализма. Принятые буржуазной демократией по
западным образцам законы во многом противоречат традиционным российским соборным, земским, советским нравственным нормам и понятиям о добре и зле. Отсюда и бытовая,
социальная, культурная пропасть между трудовым населением и правящей "элитой".
нравственным
ве явно, но есть и ещё один главнейший изъян у представителей власти: это абсолютное отсутствие внутренней культуры в её истинном смысле. Даже чиновники с высшим образо-
ванием и знанием языков выглядят невежественнее рядовых граждан, не имеющих так называемого"высшего образования".
Алексей Митрофанов связи с отменой графы "национальность" в паспортах, выразил своё
несогласие в такой амбциозной форме: "Русским нечего стесняться своей национальности".
Глупее не придумаешь! Для Митрофанова нет евреев-Героев Советского Союза, как нет и
достойных уважения татар, узбеков, таджиков, грузин, армян, среди которых тоже сотни Героев Совесткого Союза. Но ведь русские -- наиболее тёмная по происхождению нация:
как писал Есенин, "Затерялась Русь в мордве и чуди..." Но вот была Киевская Русь, что уж
несомненно.
Отсутствие интеллекта тормозит и признание властью преступниками и злодеями Ленина и
Сталина с их бандой большевицкого фашизма. Интеллект -- это здравомыслие, благоразу-
мие, душевное благородство, гуманность. А таких высоких качества в мозгах нынешних рос
сийских властителей и днём с огнем недоищешься.
И ещё об одном, немаловажном: эксминистр обороны Сердюков со своей кралей Евгенией
должны быть в тюрьме, а они просто отдыхают. Зато на Навального наваливают вымышлен-
ные обвинения. Похоже, Путин боится и смещённого Сердюкова, и Навального, которого ре
шил сгноить. Или "прижалеть" и спасти хочет проворовавшихся Сердюкова с Васильевой. И народ, конечно, куда более культурнее в своём жизненном статусе, чем высшая власть, которой плевать на народ. И тут ничего не поделаешь. Путин не имеет намерения вовлечь вовласть молодых, высокообразованных, честных людей, он ничего смешнее не нашел, как
"продлить жизнь" в их служебных креслах престарелым чиновникам. А среди молодёжи
он ищёт не самых умных, а самых верных ему, царьку с узким мышлением и приобрета-
тельскими ухватками.
По моему мнению официальная зарплата чиновника должна быть высокой , чтоб данный индивидум мог жить достойно своему статусу .
Я думаю только в этом случаи мысли о коррупции у него исчезнут и он начнет работать на историю а не будет думать как бы украсть деньги .
Помните ли Вы человека, который первым Вас взял на руки на этом свете?
Конечно же я не помню акушерку которая принимала у моей матери роды, но очень ей благодарен , что она выполнила свою работу хорошо и уверен что мои родители её отблагодарили как смогли .
И если у этих женщин получалось и роды принять, и "тряпками" торговать успешно, то, может быть, надо хоть одну делегировать(включить в список проходной партии) в Госдуму для принятия решений.Смеяться не надо. На обочину были вытолкнуты миллионы "светлых голов", а мы видим как одни и те же много лет балансируют на грани "хамства", цирка, и хулиганства, превращая государственный орган в балаган. При большой зарплате. Где ротация, где "рокировочка?" Много можно говорить. Но не слышат ведь нас. Лучше подскажите, как и чем тушить пожар, когда глохнет машина "от старости" или плохой солярки а в ранцевом огнетушителе кончается вода? Извините, пожалуйста, и всего Вам доброго.
В 19 веке беспочвенников называли также, и довольно часто, - БЕЗНАРОДНИКИ.
Интервьюируемый рассуждает о родственных связях властьпридержащих. И видит в этом только минусы. Однако, если стараться* быть объективным, то плюсы неоспоримо присутсвуют: понятно ведь, что не только воспитание влияет на человека, но и наследственность. Поэтому трудно отрицать положительный эффект в престолонаследии, если правитель и смел, и справедлив, и способен на милосердие.
И тут вспоминается точка зрения писателя Сергея Алексеева (цикл романов о Валькирии): постепенно правящие элиты оттеснялись вновь пришедшими и уезжали на восток страны (в Сибирь, например). На протяжении столетий и учитывая БОГатую (и по численности тоже) наследственность представителей древних родов, околопрестольных и правящих династий, - почти все наши современники (все мы!), если копнуть поглубже, - потомки бояр, князей, дворян и наследственно наделены качествами высокого мужества, гордости, стремления к высшим идеалам.
Поэтому выводы Бочарова в этой части интервью представляются поверхностными. Как минимум беседа на эту сложную тему должна вестись не только с историком, но и в обязательном порядке - с генетиком.
Далее.
Немало удивило представление о русском народе, как о массе, наделённой преступной традицией, криминальными неписанными правилами. Из этого следует, как и говорит Бочаров, необходимость то ли корректировки, то ли перевоспитания русского, а следовательно и всего российского (то есть, всех других обрусевших этносов России) народа. Путин недавно по поводу США и их деятельности в большой политике высказался, что у него складывается впечатление, что некто сидит за большой лужей (антлантический океан) и ставит на людях европы и стран бСССР эксперименты, как на мышах. От слов Бочарова именно такое же впечатление. Интервьюируемый позволяет себе оскорблять всю страну. По меньшей мере, это удивляет. Видимо, перед нами безнародник. Либералы давно уже подписали приговор (или диагноз поставили) всему Русскому. Не вписываемся мы в их представления... чего-то примитивного. Но либералов это не заботит, поскольку им нет дела до людей, которых они наделяют преступными качествами. Вот только как эти преступники создали древнее могучее государство, безнародники думать не хотят.
И удивила фраза Бочарова о "страхе перед" государством. Если полагать, что народ для государства (тирания), а не государство для народа (социальное государство), то Бочаров совершенно прав - необходимо пугать людей и почаще. Для этого людей опять же, ставя на них опыты, нужно подвергнуть "перевоспитанию", - поменять культуру общества. Честно говоря, довольно отвратительные рассуждения либералов-безнародников.
Издревле, с первых веков известного истории существования славян, существует представление о народе, как о коллективном представителе Бога: Воля народа - воля Бога. Или, что то же самое на русской* земле: Воля НаРОДа - Воля Бога РОДа.
Такое представление даёт возможность увидеть в народной жизни сакральную суть, без которой не может существовать ни один этнос. И это даёт возможность утвердить Свободу, а не манипулятивную (преступную) тиранию, к которой призывает не выросший из зелёных штанишек либерализма Бочаров.
Культуру насильно или манипулятивно не привьёшь. Это даже и не прилично. Но понять это могут лишь взрослые, то есть ответственные люди.
Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться