САЙТ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белые аисты
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белые аисты
ЛГ online

Жаждал универсума и стремился к нему

17.04.2021
Жаждал универсума и стремился к нему Невеселые размышления Александра СЁМОЧКИНА к сороковинам Валентина КУРБАТОВА.

Кулаки или деревенские нэпманы?

13.04.2021
Кулаки или деревенские нэпманы? В год 100-летия НЭПа Анатолий ГОЛОВКИН напоминает о том, к чему привел тотальный отказ от частной собственности.

Писатели против Тотального диктанта

08.04.2021
Писатели против Тотального диктанта Секретариат СП России призвал не участвовать в «действе, не имеющем ничего общего с любовью к Родине».
ЛГ плюс

Сколько смешано судеб…

18.04.2021
Сколько смешано судеб… Стихи Георгия КОЛЬЦОВА, трагически погибшего в подмосковной Кашире, мало кого оставят равнодушными.

В черном квадрате истории

12.04.2021
В черном квадрате истории Чем дольше проживает в Филадельфии Вера ЗУБАРЕВА, тем все более русским поэтом она становится.

Тени ангелов

05.04.2021
Тени ангелов Стихи Народного писателя Удмуртской Республики Вячеслава АР-СЕРГИ переведены на многие языки мира.
ЛГ ТВ

Евгений Попов о подноготной писательской жизни

Евгений Попов о подноготной писательской жизни

Почему не стоит верить в любовь президента Дональда Трампа

Почему не стоит верить в любовь президента Дональда Трампа
ВИДЕОРЯД

Встреча с Максимом Замшевым в Губернской библиотеке

Смотреть все...
Спецформат

Сибирская фантастика – первый сборник готов!

20.04.2021
Сибирская фантастика – первый сборник готов! В книге «Ничьи следы» собраны рассказы сибирских писателей-фантастов начала XXI века.

Орудийный мастер

19.04.2021
Орудийный мастер Михаил СИНЕЛЬНИКОВ размышляет о Николае ГУМИЛЕВЕ в связи со 135-летием последнего.

Аристократ, левак и гуманист

17.04.2021
Аристократ, левак и гуманист О выдающемся французском писателе Эрве БАЗЕНЕ, которому 17 апреля исполняется 110 лет, рассказывает Руслан СЕМЯШКИН.
ОПРОСНИК
  1. Одобряете ли вы повсеместные ограничения в связи с коронавирусом?
Результат
Позиция

Не Беларусь, а Белоруссия!

16.04.2021
Не Беларусь, а Белоруссия! Популярный российский певец Юрий ЛОЗА считает, что мы не обязаны называть другие страны так, как им самим хочется.

«Мы уверены в торжестве справедливости…»

11.04.2021
«Мы уверены в торжестве справедливости…»

Русский ПЕН-Центр защищает от нападок Игоря ВОЛГИНА.

«Папик» от Зеленского

09.04.2021
«Папик» от Зеленского Платон БЕСЕДИН возмущен тем, что в России покажут украинский сериал.
  • Статьи
  • 2014 год
  • № 14 (6457) (9-04-2014)
  • Сеть затягивает

Сеть затягивает

Сеть затягивает

Спецпроекты ЛГ / Словесник / Актуально

Теги: чтение , литература

Информационная революция существенно влияет на чтение. Современные дети, да и взрослые, читают иначе, что выражается в количестве, жанрах, восприятии и понимании текстов. Эти изменения носят глобальный характер.

В 2013 году Российская государственная детская библиотека по заказу Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям провела новое комплексное всероссийское исследование по проблемам детского чтения. Опрос детей и подростков был проведён в восьми федеральных округах.

Результаты показали, насколько быстро и как меняется их чтение. Сравнение с материалами аналогичного исследования Левада-центра (2006 г.) выявило определённые тенденции. Также в исследовании впервые учтены новые практики – чтение в интернете.

Чтение сегодня выступает в качестве дополнения к учёбе, а ценность книги определяется количеством полезной информации, которую из неё можно извлечь. В этом случае книга утрачивает свои важнейшие функции: художественно-эстетическую, нравственно-философскую и мировоззренческую – и воспринимается как обезличенный источник информации. Дети стали более прагматичными, превращаясь в отношении книги и чтения в потребителей.

Постоянно меняется облик читателя-ребёнка и читателя-подростка, которые благодаря развитию коммуникационных технологий оказываются более самостоятельными, информированными, избирательными и требовательными, а их чтение – скорее, отрывочным, фрагментарным и клиповым.

Несмотря на негативные тенденции, исследование РГДБ в 2013 г. отметило и положительные сдвиги. Подавляющее большинство школьников младших классов самостоятельно читает детские книги (89%); существенно увеличилось число подростков, которым нравится читать (76%).

Участие родителей и других членов семьи является важным фактором приобщения к чтению на ранних этапах развития ребёнка. В сравнении с 2006 годом результаты опроса детей показали, что родители стали больше уделять внимания их чтению, активнее участвовать в этом совместно. Таким образом, сегодня слабеют фиксируемые ранее негативные процессы, связанные с разобщённостью поколений, занятостью родителей.

Усиливаются гендерные различия в читательском спросе и способе восприятия – в печатной или электронной форме. Как в младшем школьном возрасте, так и в подростковом интенсивное чтение характерно для девочек.

В жанрово-тематических вкусах серьёзных изменений не наблюдается. В младшем школьном возрасте всё большей популярностью пользуются народные сказки. В среднем – всё так же лидируют фантастические, «волшебные» книги (было 50%, стало 56%), приключенческая литература (было 53%, стало 55%), весёлые и смешные книги (было 46%, снизилось до 37%). Треть опрошенных в 2013 г. любит читать занимательную, познавательную литературу, в 2006 г. таких детей было меньше примерно на 10%. Любит читать страшные, таинственные книги четверть опрошенных (в 2006 г. таких детей была треть).

Одной из негативных тенденций является серьёзный отток читателей из городских (сельских) библиотек с момента предыдущего опроса. Начиная с 2000 года в стране сокращают и оптимизируют сети специализированных библиотек. За этот период в России стало на 895 детских библиотек меньше (в 2012 г. количество библиотек уменьшилось на 301).

Среди читателей детских библиотек в основном преобладают дети, в чьих семьях есть большие домашние библиотеки (93%), что может свидетельствовать о более развитых и разнообразных предпочтениях. Основными источниками получения книг для современных подростков являются: книжные магазины (78%), библиотеки (42%), интернет (29%).

Возраст вхождения в информационное пространство интернета с каждым годом снижается. Треть младших школьников и две трети подростков активно читают книги в Сети. Новые возможности получения литературы активизировали чтение подростков, в особенности тех, кто много читает, дополнительно тех, кто искал различные способы досуга (игры, общение на форумах и т.п.) и также приобщился к новым практикам чтения. Подростки читают электронные книги, их интересует информация по различным темам, связанным с учёбой, досугом, развлечениями, хобби.

Пропорции понемногу меняются в сторону «экранного» чтения, но в то же время у детей и подростков «бумажные» книги пока всё ещё доминируют.

Елена КОЛОСОВА, кандидат социологических наук


Оценить:

Оценка: 10 - Голосов: 2

Николай Егоров, 15.04.2014

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ТЕКСТА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ
Компьютерное, «электронное» чтение имеет ряд существенных отличий от чтения традиционного, книжного. Здесь интересно обратить внимание на особенности формы, в которой теперь читателю «является» определенное произведение литературы, текст и даже статья.
При чтении книги соответствующее произведение литературы предстает перед читателем в своем основательном и фундаментальном виде. Произведение материально осязаемо. Книга находится перед человеком, ее можно воспринимать всеми своими чувствами – от обложки до последней страницы. Человек останавливается перед книжным шкафом, и множество книг на полках рождают в его душе целый ряд эмоций, образов и воспоминаний. В отличие от книжного варианта, произведение литературы в электронном формате носит эфемерный и скрытый характер. Его как бы не видно, произведение появляется перед читателем только после включения компьютера или ридера, и после их выключения оно опять исчезает, скрываясь в глубине электронной памяти. В промежутках между включениями электронного устройства литературные тексты в своей материальной ипостаси отсутствуют в жизни человека. Магического книжного шкафа и волшебного диалога с его содержанием больше нет.
Электронный текст доступен для человека в каждый момент чтения не целиком, как традиционная книга, которую можно осязать и перелистывать, а небольшими порциями на экране. Литературное произведение получается раздробленным по форме, что особенно заметно при чтении с помощью таких небольших устройств, как смартфон.
При электронном восприятии текста читатель теряет возможность непосредственно ощущать все особенности обложки, переплета и рисунков книги. Конечно, все это можно изобразить в электронном формате, на экране, то натуральность восприятия, конечно, уходит.
И, наконец, произведение литературы в электронной форме предстает перед читателем не в своей индивидуальности и отдельности, как конкретная книга или журнал, оно, как правило, находится в длинном перечне электронных записей в компьютере или в другом устройстве для чтения. Литературный текст словно теряется и обезличивается в емком цифровом пространстве.
Так что получается, что произведение литературы в электронной форме теряет свой значительный «вес», предстает перед читателем в некотором облегченном и даже скрытом виде. Вследствие чего такого глубокого эмоционального и интеллектуального воздействия, как в случае с книгой, уже не происходит.
ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ТЕКСТА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ Компьютерное, «электронное» чтение имеет ряд существенных отличий от чтения традиционного, книжного. Здесь интересно обратить внимание на особенности формы, в которой теперь читателю «является» определенное произведение литературы, текст и даже статья. При чтении книги соответствующее произведение литературы предстает перед читателем в своем основательном и фундаментальном виде. Произведение материально осязаемо. Книга находится перед человеком, ее можно воспринимать всеми своими чувствами – от обложки до последней страницы. Человек останавливается перед книжным шкафом, и множество книг на полках рождают в его душе целый ряд эмоций, образов и воспоминаний. В отличие от книжного варианта, произведение литературы в электронном формате носит эфемерный и скрытый характер. Его как бы не видно, произведение появляется перед читателем только после включения компьютера или ридера, и после их выключения оно опять исчезает, скрываясь в глубине электронной памяти. В промежутках между включениями электронного устройства литературные тексты в своей материальной ипостаси отсутствуют в жизни человека. Магического книжного шкафа и волшебного диалога с его содержанием больше нет. Электронный текст доступен для человека в каждый момент чтения не целиком, как традиционная книга, которую можно осязать и перелистывать, а небольшими порциями на экране. Литературное произведение получается раздробленным по форме, что особенно заметно при чтении с помощью таких небольших устройств, как смартфон. При электронном восприятии текста читатель теряет возможность непосредственно ощущать все особенности обложки, переплета и рисунков книги. Конечно, все это можно изобразить в электронном формате, на экране, то натуральность восприятия, конечно, уходит. И, наконец, произведение литературы в электронной форме предстает перед читателем не в своей индивидуальности и отдельности, как конкретная книга или журнал, оно, как правило, находится в длинном перечне электронных записей в компьютере или в другом устройстве для чтения. Литературный текст словно теряется и обезличивается в емком цифровом пространстве. Так что получается, что произведение литературы в электронной форме теряет свой значительный «вес», предстает перед читателем в некотором облегченном и даже скрытом виде. Вследствие чего такого глубокого эмоционального и интеллектуального воздействия, как в случае с книгой, уже не происходит.

Анна Волгина, 15.04.2014

Согласна. Только бывает, на книги не хватает денег. Мой отец искренне считает, что на такие вещи тратиться не стоит. Ладно, понимаю, проза. Да, ее ещё как-то возможно читать в электронном виде. Но поэзию, которая представляет для меня просто невероятный интерес, читать с электронного носителя невозможно. Здесь должна быть книга.
Согласна. Только бывает, на книги не хватает денег. Мой отец искренне считает, что на такие вещи тратиться не стоит. Ладно, понимаю, проза. Да, ее ещё как-то возможно читать в электронном виде. Но поэзию, которая представляет для меня просто невероятный интерес, читать с электронного носителя невозможно. Здесь должна быть книга.


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 



Проект "Сказки на ночь"
Новости
20.04.2021

«Сон о Бродском. Голоса и тени»

В  киноклубе-музее «Эльдар»  состоится  московская премьера фильма.
20.04.2021

Норвегия, Россия и Достоевский

В Мурманске проходит форум, посвященный диалогу культур двух стран.
19.04.2021

Роулинг за Навального

Известные писатели требует допустить врачей к оппозиционному российскому политику.
19.04.2021

Пушкин – нерусский писатель?

Престарелый Владимир Познер «открыл» нам глаза на Солнце русской поэзии.
19.04.2021

Впервые – «Первые»

На Storytel выходит подкаст космонавта и Героя Советского Союза Юрия Гагарина.

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
События и мнения
Игорь Юргенс

Опасный опыт Ново-Огарёва

Наше отношение к пережитым эпохам определяется не столько тем, были ли они благо...

Панорама
Владимир Березин

Актёрская старость

В прежние времена, в эпоху литературоцентрической цивилизации, недостижимым обра...

События и мнения
Крашенинникова Вероника

Быть войне?

Джозеф Байден всегда принимал деятельное участие в судьбе Украины. В администрац...

События и мнения
Макаров Анатолий

Урок Хармса

Как и многие мои либеральные сверстники, я считал основателя советского (есл...

События и мнения
Крашенинникова Вероника

Кто тут «убийца»?

Администрация Байдена, казалось, вернёт американскую дипломатию к приличиям посл...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белые аисты
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2021
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда