Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 04 апреля 2018 г.
  4. № 14 (6638) (04.04.2018)
Колумнисты

Весенние премьеры

04 апреля 2018

Два фортепианных вечера в марте заслуживают особого внимания. Люка Дебарг в залах филармонии играл новую свою программу. Простудился в Санкт-Петербурге, перенёс концерт, отправился в Москву, надеясь на лучшее состояние. Но простуда коварна. Может быть, плохое самочувствие обострило восприятие пианиста в 32-й сонате Бетховена – несомненно, самом важном из заявленных в программе произведений: таким проникновенным, глубоким, потрясающе выразительным было объяснение с композитором. Дебарг «приковывает» к роялю с первыми звуками прежде всего осмысленностью, наглядностью и осязаемостью размышлений. Весьма нетривиальных. В одном из интервью он заявил, что персона композитора в работе над произведением его якобы не занимает, он думает о современном звучании давно написанной пьесы, и это, дескать, главное. Думаю, здесь какая-то неточность или ошибка в переводе. Как можно, работая над 32-й сонатой, забыть о Бетховене, да ещё зная трагические обстоятельства его жизни? Своим прочтением последней сонаты Бетховена он сам и опровергает собственное заявление. Здесь в каждом звуке пианистом прочувствованы воля и интеллект композитора. Его борьба с несправедливостью судьбы, мятежный дух, драматизм ощущений блестяще переданы Дебаргом в первой части, а затем нечто неподдающееся описанию в Ариэтте: пианист трогательно, на каком-то запредельном уровне мастерства передаёт крушение надежд, философскую созерцательность Бетховена в красивейших вариациях и трелях, исполненных подлинного трагизма. Зал вымирает. Как тут не вспомнить Г.Г. Нейгауза, написавшего о пятой вариации «как будто я поднялся на такую высоту, выше стратосферы, что видна вся земля подо мною…» Видимо, Люка Дебарг, а вместе с ним и мы, слушатели, испытывали нечто подобное.

Последняя соната Бетховена – исключительный подарок талантливого французского пианиста москвичам в этом сезоне. Я насчитал два стоящих подарка за все прошедшие месяцы сезона. Второй принадлежит Михаилу Плетнёву, на бис исполнившему в своей рахманиновской программе Вальс до-диез минор Шопена. И как! В молодости он не раз играл это произведение, как обычно изящ­но и тонко чувствуя настроения композитора, но теперь – это откровеннейший монолог о жизни, глубокий, личностный и неповторимый. Никакого сравнения с опытами молодости. Зал, разумеется, боялся дышать. Подобные музыкальные моменты редки, но остаются в памяти навсегда.

В Москве играл Александр Гаврилюк, как всегда, интересно. Впервые его пригласил в столицу, если не ошибаюсь, народный артист СССР пианист Николай Петров. Общение было обоюдно полезным и важным. В одном из интервью пианист замечает: «…если бы он и вовсе мне не помогал, а только говорил со мной иногда – это уже было бы величайшим счастьем». Мне кажется, от уроков почитаемых им Артура Рубинштейна, Горовица и Петрова он унаследовал особую ответственность перед музыкой, в его программах никогда не бывает случайных вещей. Он трудоголик и умница и запрещает себе лениться. В этом легко убедиться на любом из его выступлений – всегда личностных, смелых и великолепно подготовленных. Его нынешняя берлинская жизнь подразумевает особый интерес к немецкой композиторской школе. В программе были Бах и Гайдн. Токката и фуга ре минор Баха–Бузони восхитила не только бесподобной техникой (с этим у него всегда всё в порядке), но прежде всего интонационным богатством, мощностью, органным звуком. Совершенство дружит с простотой: таким изящным, воздушным был у него Гайдн, соната № 47 си минор. У него радостное ощущение инструмента, так же, как и Дебарг, он заражает слушателей своей увлечённостью. И вызывает большое доверие. Потрясающий Рахманинов – безудержный, беспредельный, экспрессивный. Пианист сам летит с этими удивительными звуками и так естественны для него печаль и неожиданные смены ритма, как и настроения композитора, он не играет – он действительно живёт в мире Рахманинова. Исполнялись Прелюдии и Соната № 2 си-бемоль минор, соч. 36 (вторая редакция). Он уходит со сцены и оставляет надежду, что следующий приезд будет ещё интереснее. ¢

Тэги: Семь нот
Обсудить в группе Telegram

Юрий Данилин

Заместитель главного редактора “Литературной га... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • В ожидании музыки

    21.09.2022
  • Концертный век

    07.09.2021
  • Победившая ГУЛАГ

    13.04.2021
  • Свет памяти

    11.11.2020
  • В поисках внутреннего голоса

    25.09.2018
  • В ожидании музыки

    149 голосов
  • Свет памяти

    18 голосов
  • Победившая ГУЛАГ

    18 голосов
  • Идиллии зимы

    15 голосов
  • Вспоминая Веру Лотар…

    11 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS