Ведущему итоговой программы «Вести недели» Дмитрию Киселёву мат, по его собственному признанию, нравится. В декабре в рубрике «Культурная страничка» он в течение нескольких минут распространялся на эту тему. Какова была цель этого эпатажа на многомиллионную и разновозрастную аудиторию?
Киселёв начал с упоминания дискуссии между продюсером Пригожиным и известным матерщинником Шнуровым. Пригожин высказал мысль, что за употребление мата в публичных местах нужно штрафовать до 10 млн рублей. Я полностью согласна с Пригожиным (и думаю, не только я), а у известного журналиста другое мнение.
Вот некоторые его аргументы: «мат волшебен»; «в нём есть колоссальная энергия, загадка и своего рода поэтика»; «он культурная роскошь, достойная сбережения, как неприкосновенный запас»; «мат – неотъемлемая часть русского языка»; «средство экспрессии, как специя допустим, но в микроскопической дозе»; «не хотелось бы, чтобы мат исчез из русского языка»; «русский мат обогащает и другие языки». Ну просто гимн русскому мату на «Культурной страничке»!
Киселёв сожалеет, что не уберегли свою ненормативную лексику европейские языки: английский, немецкий, французский, итальянский, «в них нет той тайной, резервной энергии, которую всё ещё хранит русский мат». Ведущий напоминает и о том, что матерные слова употребляли такие поэты, как Есенин, Маяковский и даже «наше всё» – Пушкин. Но они делали это не в публичном пространстве! Не демонстрировали сей лексикон перед публикой, как это делает Шнуров в своих выступлениях и оправдывает журналист в данной программе. По мнению Киселёва, именно в использовании нецензурщины состоит творческая оригинальность Шнура.
Матерщинник Шнуров – лидер группы «Ленинград». Ещё сравнительно недавно так назывался город-герой – символ высокой культуры, чести и достоинства. И как культура, честь и достоинство сочетаются с той низкопробной лексикой, которая звучит в репертуаре этой группы?
Миллионы учителей и родителей учат детей не употреблять бранных слов, учат высокой речевой культуре, а известный журналист признаётся в любви к мату, да ещё и призывает использовать эту лексику как средство выразительности. У Киселёва, несомненно, может быть своё мнение на данную проблему, но пусть он высказывает его в другом месте, а не на государственном канале, не для многомиллионной аудитории.
Многих людей буквально коробит, когда на федеральных каналах в различных ток-шоу присутствующие в студии, что называется, не стесняются в выражениях, их «особую» лексику телевизионщикам приходится «запикивать». Сидящие у домашних телевизоров понимают, что таким образом берегут их уши (и уже за это благодарны!), но те, кто в студии, надо думать, всю эту «экспрессию» слышат, однако никак не реагируют. Для них употребление мата в публичном пространстве с некоторых пор стало нормой. Киселёв говорит, что в современной литературе, в поэзии нецензурная лексика используется очень широко. Насчёт «широко» позволю себе не согласиться, но, к сожалению, это есть, и не телевидение ли проложило сему дорогу?
Вот совершенно вопиющий факт: «Российская газета» в статье «Отличникам привили мат» рассказала о том, что в Костроме на городском этапе Всероссийской олимпиады по литературе старшеклассникам предложили проанализировать рассказ современного автора Дениса Гуцко «Лю». В рассказе «представлен быт неблагополучной семьи, в которой взрослые воспитывают детей грубостью и побоями, а между собой общаются на языке, изобилующем матерными ругательствами». Почему именно на этом произведении было построено задание школьной олимпиады? Разве нет более достойных, написанных на хорошем русском языке?
У нас в Белгородской области лет десять назад было принято решение о запрещении нецензурных слов в общественных местах и на улицах города. Нарушителей штрафовали, просветительская работа проводилась в школах и вузах, звучали слоганы типа «Мат – не наш формат» и др. И мне кажется, на улицах теперь реже звучат бранные слова. Если об этом говорить на всех площадках, на всех уровнях, в печатных СМИ, на радио и телевидении, результат рано или поздно будет. И работу эту надо продолжать. Ведь матерщина – это, по Далю, всего лишь мерзость и похабство.
Людмила Ушакова, кандидат филологических наук, Белгород