Русский ПЕН-центр получит грант Президентского фонда культурных инициатив на поддержку Международной премии имени Фазиля Искандера. Отрадный факт, в очередной раз подтвердивший намерение государства развивать творческие инициативы, связанные с многонациональной литературой нашего Отечества. О том, что помогает популярному литературному конкурсу держаться на плаву, корреспонденту «ЛГ» рассказал Борис Евсеев (на фото), вице-президент Русского ПЕН-центра, руководитель проекта Международной премии имени Фазиля Искандера.
– Борис Тимофеевич, уже шесть лет премия здравствует, не увяла через сезон-другой, как некоторые другие. Что помогает выживать?
– Одной творческой составляющей – мыслей, идей – сейчас мало. Нужны финансовые средства для награждения лауреатов премии, для оплаты работы жюри, дизайнера, директора, системного администратора, бухгалтера и т.д.
Только что Русский ПЕН-центр выиграл по конкурсу грант Президентского фонда культурных инициатив. Это очень весомая, даже решающая для нас поддержка. Не будь президентских грантов, мы не смогли бы достойно укрепить и продолжить линию притчево-философской прозы и поэзии, намеченную великим русским писателем Фазилем Искандером, не имевшим, к слову, ни капли русской крови. В этом величие русской литературы и всей культуры в целом: в России выдающейся фигурой может стать каждый, кто имеет талант и беззаветно любит русский язык. Сам Искандер сказал об этом так:
Не материнским молоком,
Не разумом, не слухом,
Я вызван русским языком
Для встречи с Божьим духом.
– Премия Искандера – международная. В последнее время через зарубежные соцсети нам настойчиво внушают: российские государственные гранты – это «полная творческая зависимость и капкан для простачков», нужны зарубежные спонсоры, нужны независимые от российских властей меценаты.
– Вмиг захлопывающийся железный капкан – это как раз якобы бескорыстная помощь зарубежных «благодетелей». Поэтому все годы – а премия учреждена Русским ПЕН-центром в 2016 году – мы работаем только с отечественными грантодателями. И поверьте: не прогадали! В 1887 году Пётр Ильич Чайковский получил от Александра III 3000 рублей (3 миллиона по нашему курсу), расплатился с долгами и написал гениальную вещь. Не будь этой материальной поддержки, русскому гению пришлось бы туго. Царь не вмешивался в творческий процесс Чайковского, не станет и президент. Я, кстати, посмотрел список проектов, выигравших по конкурсу гранты Президентского фонда культурных инициатив: открылся целый срез замечательных дел и творческих устремлений. Именно тексты, киноленты и голоса отечественной культуры, запечатлённые в проектах, могут дать отпор той противокультуре, которая чёрным селевым потоком хлынула со страниц зарубежной прессы на всех нас сегодня. Эта противокультура отрицает всё русское и российское, не понимая в своём скудоумии, что в последние двести лет именно русская культура стала главной опорой культуры мировой.
– А есть ли какие-то незапланированные результаты, сопутствующие премии?
– Конечно. Только что вышла книга Евгения Попова и Михаила Гундарина «Фазиль». Сам я написал объёмное эссе «Вселенский дом Искандера», а после поездки в Сухум – «Абхазскую новеллу», вошедшую в сборник «Раб небесный». По произведениям Искандера написаны с десяток сценариев, поступивших к нам на конкурс. Фильм нашего лауреата Аслана Галазова по произведениям Искандера уже на экранах. Наш финалист Ибрагим Чкадуа создал и показывает прекрасный документальный фильм о Фазиле. В 2020 году я был в Абхазии, представлял премию Искандера на фестивале абхазско-русской культуры: в библиотеке им. И.Г. Папаскири, в университете, в Министерстве культуры. Кстати, наши абхазские лауреаты Владимир Делба, Даур Начкебиа, Виталий Шария вдумчиво и новаторски продолжают линию Искандера. И, конечно, украсили премию русские и зарубежные писатели, поэты, киносценаристы, ставшие нашими лауреатами и финалистами: Елена Буевич (Украина), Светлана Василенко, Анатолий Головков (Израиль), Максим Замшев, Александр Кабаков, Алексей Остудин, Валерий Попов, Канта Ибрагимов, Эдуард Русаков (Россия), Бахытжан Канапьянов (Казахстан). А также их более молодые коллеги: Константин Комаров, Лилия Костенко, Артемий Леонтьев и др. Каждый из членов жюри – а в 2022 году это Евгений Попов (председатель), Герман Власов, Евгения Декина, Борис Евсеев, Лола Звонарёва, Марина Кудимова – внёс в наш проект что-то неповторимое. Словом, премия Искандера – это не только конкурс, но теперь уже и большой пласт русской культуры, тесно связанной с этносами, окружающими Россию. Благодаря искандеровскому импульсу и своевременно полученным президентским грантам и в нашем отечестве, и в Республике Абхазия, и в странах СНГ, и на раздольях Русского мира, начинает собираться воедино новое, интересное и многообещающее культурное пространство.
Павел Флоренский считал: энтропия – мера хаоса. А культура – сознательная борьба с этим хаосом: то есть с мировым уравниванием, распадом и всё той же всемирной энтропией (такую «культурную» энтропию мы сейчас и наблюдаем в западном полушарии). Стало быть, борьба с энтропией – это борьба со смертью. Вот и выходит: и работа в культуре, и помощь культуре – святое дело.
Беседу вёл
Антон Цеповский