Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 10 апреля 2013 г.
  4. № 15 (6411) (10.04.2013)
Искусство

Когда Гамлет святой

10 апреля 2013

Пересуды о выставках авангардного искусства, о повсеместных театральных постановках и перформансах, натуралистически демонстрирующих все возможные пороки людей, о сбрасывании классической литературы новоявленными «гениями» с корабля современности уже навязли в зубах. И, похоже, малоплодотворны, поскольку ситуация не меняется. Но, наблюдая течение культурной жизни в России, приходишь порой к неожиданным выводам.

В частности, молчат театроведы, которые прежде были главными авторитетами и хранителями традиции, – очевидно, боясь прослыть «непродвинутыми» и связанными корпоративными узами, – и даже дают таким «продвинутым» спектаклям и пьесам высшие награды. Из последних событий – очередной скандал с выставкой М. Гельмана Icons в Санкт-Петербурге, которая таки открылась 29 марта; об этом персонаже, правда, не молчат, ибо тот, кто делает себе имя на скандалах, добивается того, чтоб о нём криком кричали. Как составляются школьные программы по литературе и каковы они, утверждённые, а порой и написанные чиновниками, тоже обсуждают не только в блогах.

Однако никакие примеры вроде тех, что в других странах, называющих себя цивилизованными, экспериментальные театрики на 15–20 мест существуют, но никогда не становятся мейнстримом; что изобразительное искусство там не свелось к вытеснению традиции авангардом; что в Венской опере были бы невозможны такие спектакли, которые теперь позволяет себе Большой театр, – никакие такие примеры и аргументы не меняют реальности.

Современную культуру можно представить в виде конуса. Маленькая верхушка – авангард, он ищет новые пути развития культуры, притом что внутри него может быть что угодно и как угодно эпатажное для текущего дня и пойдущее в отвал в будущем. Средняя часть, гораздо более широкая, – классика. Нижняя, основание конуса, – массовая культура (когда-то – фольклор).

И вот у нас на глазах случилось небывалое: авангард, такой элитарный, «для немногих, тех, кто понимает», слился в страстных объятиях с массовой культурой. То есть сегодня стало трудно, если вообще возможно, отличить надписи на стенах общественных туалетов от того, что кем-то названо «картиной» и выставлено в галерее, бытовое хулиганство – от «перформанса», порносайт от «книги» (сколько этих «книг» перечитала по долгу службы – не сосчитать), подворотню – от сцены. Такая демократия, понимаешь. Назвавшие себя авангардистами, ныне неотличимые от мастеров масскульта, заполонили всё и вся.

Но этого им оказалось мало. Неудержимое желание в отношении традиционной культуры, классики и продолжающей её традиции современности «разрушить до основанья, а затем…» – а что, собственно, затем? Нет ответа. Меж тем именно из традиции вырастает авангард: модерн – плача и сокрушаясь, постмодерн – иронизируя и презирая, играя с омассовлёнными образами традиции и отвергая их, но только из традиции и на традиции. Потому – рубят сук, на котором сидят.

Но вот на днях довелось пообщаться с участниками нескольких православных форумов. И я, до сих пор как-то по везучести, видимо, сумевшая избегнуть подобных встреч лицом к лицу, была ошеломлена своими открытиями. А выясняется, что, протестуя против унижения и уничтожения традиций великой русской культуры, достаточно массовыми настроениями среди верующих стали желания – яду мне, яду! – унизить и уничтожить эти традиции. Например, требования оставить для изучения в школе только позднего Пушкина, Гоголя и Достоевского, остальных – «фтопку», как пишут теперь в виртуале. За «неправославность», как Льва Толстого, за отсутствие идеальных героев, «которых можно взять за образец». И чтоб издавали их самих, любимых, современных «настоящих православных». То есть ответами на вопрос «чему нас учит семья и школа?» всё чаще – среди псевдотрадиционалистов! – становятся: «русская классика в основном и главном – гадость», «она повинна в бедствиях, случившихся с нами в ХХ веке». Это – протест практически против всего светского искусства, включая литературу реализма. И чтоб в живописи после иконы XVII–XVIII вв. ничего не было – «зачистить» весь ХХ век! И чтобы после Станиславского никого в русском театре не наблюдалось! Да и сам театр – «лицедейство» – в принципе под большим таким вопросом.

И в то же время эти граждане находят христианские мотивы где попало. К примеру, у них Гамлет – «святой»…

Крайности сходятся. Деятели так называемого актуального искусства жаждут уничтожить традицию ради того, чтобы «ничего не было, одно сплошное пусси-пип-шоу» – и, прости Господи, некоторые их противники – туда же, только вместо разнообразных «пуссей», чтоб была пустыня. Но намерения в отношении великой русской культурной традиции – одни и те же. И чем больше активничают «актуальщики», тем больше ожесточаются православнутые…

Меж тем немец Эдмунд Гуссерль, не самый последний из философов, писал: «Весь совокупный культурный мир во всех его формах пришёл из традиции». А француз Поль Рикёр, тоже философ не десятого ряда, был убеждён: «Всякая традиция живёт благодаря интерпретации». Интерпретации, а не издевательства, глумления или уничтожения «с благими намерениями». Потому что известно, куда такими «благими намерениями» выстлана дорога.

Анна ЯКОВЛЕВА, кандидат философских наук

Тэги: Полемика
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Живое слово вытесняется цифрой

    29.11.2020
  • Классики и нигилисты

    28.10.2020
  • Вздуть дурь

    03.06.2020
  • Наша грозная башня

    20.05.2020
  • «Новый человек»: утопия или реальность?

    01.11.2019
  • Не люблю иллюзий!

    174 голосов
  • Наша грозная башня

    77 голосов
  • Что хотел сказать Серебряков?

    68 голосов
  • Не надо лаять

    56 голосов
  • Миф о невозможности быть талантом

    49 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS