Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 16 апреля 2014 г.
  4. № 15 (6458) (16.04.2014)
Искусство

Game over

16 апреля 2014

По пьесе Алексея Арбузова «Жестокие игры»


Театр «Сатирикон», режиссёр Елена Бутенко-Райкина, в ролях: Н. Смольянинов, И. Денискин, Т. Любимский, Д. Урсуляк, С. Сотников, П. Райкина, Г. Лежава, С. Зарубин, Н. Андронаки.


В программке у названия спектакля есть подзаголовок: Twister, и даётся расшифровка – весёлая напольная игра для активной компании, «которая завязывает людей в узлы».

Можно сказать и так, но точнее – эта игра сплетает участников в немыслимых позах, под невообразимыми углами; чтобы занять своё место на коврике с цифрами (читай – в жизни), приходится многим жертвовать, подстраиваться под других, поступаясь собственными удобством и неподготовленностью.

На первый взгляд переименование постановки на

современный компьютерно-игровой лад произошло в угоду рыночным правилам, имея целеполаганием внимание молодёжи, обнаружившей знакомое выражение. Но, вдумавшись, понимаешь, что сравнение с «Твистером» уместно: спектакль – и динамично меняющаяся картина прихотливо переплетённых судеб, и рассказ о становлении личности под влиянием жизненных обстоятельств.

Заявленная направленность на «молодого зрителя» с первых минут предполагала полное осовременивание материала. Внешне это и произошло: популярная у сценографов клетка-трансформер, пространство внутри пространства, изображающая то кухню, то спальню, то бытовку на буровой; современная музыка (мало что узнала из саундтреков); современные танцы (очень пластичные ребята, приятно посмотреть); одежда и манера держать себя в соответствии с сегодняшней уличной модой.

Главная примета прошлого – правильная литературная речь, которой Арбузов наделил своих персонажей ещё в 1978 году. Она немного резала слух непохожестью на актуальный молодёжный жаргон, но внешний вид двадцатилетних, их ловкая, лихая акробатика на остове клетки уравновесили это несоответствие, примирили две эпохи, разделённые тридцатью шестью годами.

Из прошлого ещё неожиданно – знак уважения, бутылка культового бренди.

В некоторых эпизодах грешит постановка буквальностью приёмов оформления: если изображается пьяный угар, значит, вся сцена должна быть в дыму; если надо сказать о неверности жены, значит, она должна появиться в халате и обнимать любовника. Несколько избыточная прямолинейность, на мой взгляд, но на ней, пожалуй, графа «минусов» и заканчивается.

Две явные актёрские удачи (все персонажи выглядят искренно и достоверно, но здесь – что называется – прямое попадание): Кай (Н. Смольянинов) и Земцова (П. Райкина) – это записываем в графу «плюсов».

Яркий, динамичный и вместе с тем очень сердечный спектакль о трагедии выбора, о запоздалом понимании необратимости содеянного решён по Арбузову мудро и благожелательно, оставляя помимо ощущения горечи (не безысходной, «печаль моя светла») ещё и надежду. Хоть игра и закончена, она, очевидно, удалась.

Тэги:
Обсудить в группе Telegram

Алёна Башкирова

Театральный обозреватель отдела "Искусство" в "... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS