Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 16 апреля 2014 г.
  4. № 15 (6458) (16.04.2014)
Искусство

Клара + Альфред = смерть

16 апреля 2014
Сцена из спектакля

Гвоздём венского театрального сезона становится в эти дни постановка мюзикла «Визит дамы» по известной пьесе Фридриха Дюрренматта

Её осуществили в объединённом театральном предприятии: Театр Ронахер, Раймунд-театр и Театр ан дер Вин. Складывались усилия, надобные для реализации современного мюзикла, рассчитанного на долгую и счастливую сценическую жизнь, на очередную обсуждаемую сенсацию. Рекламные проспекты с портретом строгой платиновой блондинки, немного надменной, но и с выражением скрытого внутреннего страдания, встречают вас уже в аэропорту; она разъезжает по улицам вместе с вами, нанесённая на борта грузовых фургонов, обложки журналов, постеры. Везде – её проницательный и преследующий взгляд. Стратегия охвата современного зрителя – а может, и охоты на него – разработана на высшем уровне и выдаёт серьёзную подготовку организаторов, прошедших немалый путь познания современного арт-маркетинга.

Повышенный фон ожиданий не оказался завышенным – перед нами незаурядное театральное событие. Не эксплуатируя всемирно известную пьесу и высокую репутацию мюзикла как жанра, создатели представили самодостаточное сценическое сочинение. В его центр поставлена не одна миллиардерша Клара Цеханасьян, приезжающая мстить за былые унижения городу своего детства и подонку-возлюбленному, – но состояние всеобщей вины множества людей перед не сложившейся личной судьбой одного, невинного, незаметного, простого человека. Осмысляется ситуация «слезинки ребёночка» (в том числе их с Альфредом дочери, отданной в приют) и затем развивается в плане экзистенциального Возмездия поганому обществу за его грехи.

Христианская в основе своей идея как бы логически продолжается и выливается в радикальную мысль о единственно возможном уничтожении греха силой власти и силой денег. Для русского сознания здесь новый нюанс. Основным пунктом наших трактовок «Визита дамы» была обоюдная вина Альфреда и Клары. Считалось, она прибегла к недозволенным средствам, требуя от города Гюллена через сорок пять лет повторного суда над Альфредом Иллом, обвинительного приговора, казни и выдачи ей тела, которое она увезёт с собой в припасённом гробу и захоронит в эксклюзивном мавзолее на Капри. Экстравагантность сюжета и поступков героини не давала в 1960-х годах никакого иного варианта их осмысления. К тому же актрисы издавна широко пользовались возможностями роли и купались в её парадоксальности, чёрном юморе, остром рисунке. Что-то сверх этого нам никогда не приходилось видеть. Пьеса на наших сценах словно не добиралась до логического конца и не добирала до жестоких истин, заложенных в драме.

Каково же было изумление автора этих строк, когда эти истины вдруг проступили в мюзикле. Причём мюзикл в силу своей гибкой художественной природы не просто обострял многие аспекты драмы, но именно наращивал её идейный объём. И чем дальше он развёртывался в либретто Кристиана Штрупе и Вольфганга Хофера (тексты песен), тем сильнее «прессовал» зал неумолимой смысловой эмиссией. Режиссёр Андреас Герген очень плотно «застраивает» сцену: череда мелких и крупных эпизодов, мгновенная переброска действия в прошлое и их сегодняшнее отыгрывание героями, массой, хором, кордебалетом. И это не пустая моторика средств, якобы оформляющая жанр мюзикла его расхожими и шумными эффектами (в худших наших спектаклях так происходит). Нет, создатели выстраивают систему доказательств. Будто следствие заново истребовало давние материалы дела, выслушивает каждого в его персональном зонге (или номере), вызывает живых свидетелей, прибегает к комментариям общественности, живущей на протяжении трёхчасового действа активной жизнью. Так достигается не только единство действия, но связанность всех и вся единством совершённой некогда жестокости. И избыть (отреагировать, как сказали бы психоаналитики) этот груз нелегко. Вина индивидуальная и коллективная выходит из каждого каким-то криком и корчами. Сначала попытка отмахнуться от прошлого; затем бег от него; потом метания в поисках выхода; и наконец буквально сотрясение каждого и всех в некоем приступе отчаяния.

Отражение этого внутреннего процесса в сценическом действии и рисунке происходит многими путями, но в первую очередь через музыку Морица Шнайдера и Микаэля Рида, хореографию Саймона Айшенбергена. А также через постоянное превращение пространства художника Петера Дж. Дэвисона. Архитектурные конструкции с деталями обстановки на фоне индустриального пейзажа бесшумно ходят, наплывают, сменяя места действия и преображая заштатный городок в преуспевающую экономическую зону, внезапно отхватившую инвестиций.

Собственно, трудно выделить усилия кого-то одного, в нём работает всё и всё занимает необходимое место: вокал и музыкальная часть, музыкальный руководитель – Коэн Шутс и дирижёр Пауль Крист; говорящие и некрикливые костюмы Уты Лонер (контраст респектабельного верха и резиновых сапог); свет, машинерия. А звуковые и акустические эффекты! В сцене ловли чёрной пантеры (любимицы дамы), сбежавшей из клетки и разгуливающей по городу, кажется, что её рёв и близкое дыхание раздаётся под вашим креслом; а рикошетные выстрелы по гофрированному железу суперзанавеса отдаются прямо у вашего виска. Таких примеров я мог бы привести ещё, да боюсь, читатель подумает, фантазирую.

Словом, «Визит дамы» в Вене – это высокий и сложный синтез средств не ради их демонстрации, но исключительно ради доказательства центральной мысли. И здесь наше внимание словно переключают на крупные планы героев. Актриса Пия Доуэс представляет Клару против всяких ожиданий почти в минималистской, сдержанной манере. Никаких привычных в этой роли экстравагантных выходок, броских трюков (чему мы по-прежнему являемся свидетелями на иных сценах). Дама, прилетевшая на вертолёте и накрывшая городок его рёвом, опирается на трость (протез, последствие автокатастрофы); никаких лишних движений, если уж не приходится вовсе прибегать к ним ради дополнительного понимания. Цель визита не отменяет постоянной включённости в основной бизнес. Она за бриллиантовым ноутбуком в номере, подписывает бумаги, счета, ведёт переговоры («Сообщите русским, я согласна на их условия...»). Она завершает незавершённое и выставляет счёт прошлому. И её вынужденный переход на лирический тон воспоминаний при встрече с Альфредом в Конрадовом лесу составляет стилевой и смысловой контраст, травматичный по сути. Линия роли постоянно балансирует между прошлым, которое не изменить светлыми воспоминаниями, и необходимостью быть жестокой в настоящем. В партии, исполняемой актрисой с необыкновенным вокальным мастерством, прослушивается лирический трагизм.

Он усилен введением в либретто двойников Клары и Альфреда в молодости. Молодая пара – Лиза Хаберман и Риккардо Греко – присутствует на сцене одновременно с их нынешними образами; у них общие лирические темы, которые они попеременно подхватывают, переплетая голоса (удивительное музыкальное и вокальное мастерство исполнителей и оркестра под управлением Пауля Криста). Словом, они прекрасны. О таких пишут мелом по асфальту: Клара + Альфред = любовь. Их взаимодействие (несколько сцен-этапов отношений) надрывает коллективную душу зала Театра Ронахер, кажется, такая существовала в тот вечер.

Альфред Илл в исполнении Уве Крюгера, наоборот, по контрасту с героиней – весь в метаниях, бессмысленном поиске спасения от прошлого. Дело не в том, конечно, что он предпочёл бедную Клару Матильде. А в том, что оболгал девушку перед судом, подкупил свидетелей, из-за чего её выставили гулящей, подвергли массовому надругательству и беременной выгнали из города. И сейчас, во время визита дамы, Альфред проходит то, что не прошёл в своё время – нечто похожее на покаяние и раскаяние. Вплоть до финала, когда толпа, простёршая руки к миллиардерше, их новому идолу, расступается, и у ног её – скорчившееся тело владельца табачной лавки. Клара + Альфред = смерть. Сдали своего за большой чек – десятки рук тянутся к листку, поднятому вверх. Свет постепенно уходит со сцены, пропадает индустриальный пейзаж, очертания домов, прохожие – виден в театральном луче только «крупный план» воздетого кверху чека на два миллиарда. Рёв удаляющегося вертолёта пригибает к земле толпу. Визит дамы завершён.

Повторю мысль, очень важную в контексте нашего нынешнего стремления овладеть загадочным жанром: мюзикл мюзиклу рознь. «Визит дамы» доказывает ресурсные возможности жанра, то, как он может не адаптировать известное литературное произведение, но расширять его до границ нового понимания, а именно – возмездие не позволяет обнулить память, «время не списывает грехи» (Дюрренматт). Это помимо сценического и музыкального мастерства, без которого нет театральной Вены. Тут и говорить нечего, за венских театралов я спокоен. С такими-то мюзиклами...

Александр КОЛЕСНИКОВ,

ВЕНА

Тэги: Театральное искусство Мировая премьера
Обсудить в группе Telegram

Александр Колесников

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Мировая премьера фильма «Дюна» состоится на 78-м Венецианском кинофестивале

    17.06.2021
  • Овации чёрту и повесе

    01.06.2016
  • В поисках народного характера

    09.07.2014
  • Были диссиденты – стали дилетанты

    09.07.2014
  • На семи ветрах

    18.06.2014
  • Всегда быть в маске?

    54 голосов
  • Овации чёрту и повесе

    27 голосов
  • Были диссиденты – стали дилетанты

    11 голосов
  • Хулиганка Машенька

    10 голосов
  • «Медея» для юного зрителя

    8 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS