Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 16 апреля 2014 г.
  4. № 15 (6458) (16.04.2014)
Искусство

Повторение пройденного

16 апреля 2014

Поход в театр для детей всегда событие. Ну и для их родителей тоже. Перед началом спектакля в зале оживлённо, все в предвкушении. Гордая мама фотографирует своё нарядное чадо, важно сидящее в кресле партера с программкой в руке. И хотя на этой программке почему-то стоит «16+», в проходах снуют толпы малышни. Театр «На Басманной» собрал полный Театральный зал ММДМ на премьере «Левши», мюзикла Владимира Дмитриева по мотивам повести Н. Лескова.


Произведение не ново – композитор написал эту музыку ещё в 1974 году, – однако интерес к нему периодически возникает. Сюжет отличается от лесковского в первую очередь счастливым концом, а во вторую – любовной линией (может, ей мы обязаны пресловутой отметкой «16+»?). Но она абсолютно целомудренна, а некоторые топорные намёки артистов на интим не смутят ни детей, ни взрослых. Но вот чего в спектакле точно нет, так это лесковской грусти. Да, Левшу обманывают, и вместо денег за виртуозную работу получает он толчки и зуботычины. Да, не ценит царь-батюшка умельцев земли Русской. И Левша находит вполне современный выход из положения: прихватив любимую девушку Машу, садится на летающую машину и отправляется… Куда? Явно не в Страну большевиков, как, возможно, было в 1974 году. Так куда же? Да не важно, главное, что на свободу. Печали от расставания с героем зрители не испытывают, равно как и сострадания к его бедствиям. И здесь вопрос «почему?» гораздо важнее вопроса «куда?».

Потому что мысль Лескова запета, затанцована, затопана. Ирония превратилась в лубок. Актёрам в этом балагане некогда остановиться, а если сами они ничего не чувствуют, то и сердце зрителя молчит. Громкость фонограммы и пение в микрофон оглушают – если, сидя в третьем ряду амфитеатра, заткнуть уши, можно умерить звук до приемлемого. Суета на сцене, крик, аляповатые костюмы, скудные декорации – всё это, увы, стало фирменным знаком Театра «На Басманной». Театр наступает на те же грабли с той же регулярностью, с какой правая крайняя девочка из кордебалета, танцуя, натыкается на небрежно поставленную табуретку. Сегодня, когда искусство мюзикла отточено до механистичности, несыгранность ансамбля особенно бросается в глаза. Труппа постоянная, и почему солисты, давно выступающие вместе, не могут друг к другу приноровиться и показать красивое танго, остаётся только гадать. Не хватило репетиций? Терпения? Профессионализма? Музыкальный театр требует огромных затрат, и актёры работают добросовестно. Но здесь немножко недоделано, там чуть-чуть недодумано, и возникает ощущение плохой самодеятельности. И очередной вопрос, классический: «кто виноват?»

Театру «На Басманной» уже двенадцать лет, пора расставаться с блаженным неведением детства. Ведь есть замечательные актёры – Ирина Баженова, Павел Бадрах, Михаил Гуро и ещё несколько человек, умеющих петь, танцевать и играть. Но ролей у них нет. Нечего делать Павлу Бадраху в спектакле «Левша», где он изображает царя и выезжает на сцену, сидя на печи. А в «Капитанской дочке» Бадрах–Пугачёв выезжает на сцену в тарантасе. И всё на фоне серых заборов, кочующих из постановки в постановку. Денег нет? Но мы знаем, что сыграть настоящий спектакль можно и с одним стулом, а можно и без него. Было бы что играть.

Не только заборы вызывают ощущение дежавю. То ли актрисе Юлии Романовой-Кутьиной просто не везёт с художником по костюмам, то ли она сама придумывает для себя безумные туалеты, выбивающиеся из общего ряда, но эффект получается странный. В спектакле «Юбилей» белый пух от её шубки летал по залу; в «Левше» лиловые перья с её пеньюара, вспорхнув, осели на алых бархатных монарших штанах. Да и почему «старая фрейлина» прибывает ко двору в прозрачном пеньюаре, под которым лишь корсет и панталоны? Из ума, что ли, выжила? А слуги не могли её в более пристойном виде пред царские очи представить? Впрочем, о том, что фрейлина стара, нам только сообщают – актриса не даёт себе труда сыграть старуху. Или режиссёр не поставил перед ней такую элементарную задачу.

Руководитель театра и режиссёр практически всех спектаклей Жанна Тертерян очень любит выходить на поклоны вместе с актёрами. Со сцены она видит аплодирующих зрителей, со сцены всё выглядит неплохо. Но если бы она посмотрела «Левшу» из зала, то, может, заметила бы, что эта премьера – всего лишь повторение пройденного. И по сравнению с удачной постановкой «Снегурочки» в прошлом сезоне это шаг назад. Точнее, два шага, если учесть невнятную «Капитанскую дочку».

Так что в итоге? Представление окончено, публика выходит на улицу. Над ММДМ слышен шум вертолёта. Или это Левша летит? Фонари отбрасывают на стену огромные тени мальчишек и девчонок, бегущих по лестнице. Дети сходили в театр, ну и слава богу. А вопросы пусть себе задают взрослые – всё-таки «16+».

Тэги: Театральное искусство
Обсудить в группе Telegram

Наталия Кильпе

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • В поисках народного характера

    09.07.2014
  • Были диссиденты – стали дилетанты

    09.07.2014
  • На семи ветрах

    18.06.2014
  • «Как боги» во Владикавказе

    28.05.2014
  • Поза поэзии

    21.05.2014
  • Всегда быть в маске?

    54 голосов
  • Были диссиденты – стали дилетанты

    11 голосов
  • Хулиганка Машенька

    10 голосов
  • «Медея» для юного зрителя

    8 голосов
  • Ереван–Станиславский–Григорян

    5 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS