Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 16 апреля 2014 г.
  4. № 15 (6458) (16.04.2014)

В заложниках у стирального порошка

16 апреля 2014

События на Украине и в Крыму стали для российского телевидения этапными. На их фоне ярко проявились недостатки, заложенные в основу программной политики.

Информационная война против России оказалась для нашего ТВ внезапной. Занятую собой даму, можно сказать, застали врасплох. Она дула на пальцы, ожидая, пока высохнет маникюр, а потому никакой возможности предпринять что-либо срочное у неё не было.

Для нашего телевидения доминирующим является, безусловно, женское начало. Бывалая ли это баба с Первого канала – сводничающая в прямом эфире, глупая ли барышня с «Дождя» – задающая вопрос, стоило ли сдать фашистам Ленинград, мисс ли манерность на «Культуре» – с документальным циклом об истории нижнего белья… Но даже в самых брутальных своих проявлениях – фирменных энтэвэшных сериалах – из телевизора выпирают искусственность мышечной массы, эстетика фитнеса, маячит игривая аверинская потуга представить себя настоящим самцом.

Женская (бабья) природа современного российского ТВ во многом связана с его бизнес-задачами. Рекламодателя интересуют домохозяйки, потребительницы. Именно для них наряжают, как куколок, мужчин-ведущих, даже если те работают в новостях. Велюр, бархат, бабочки, подиумные ансамбли, концертный лоск, пикантно зауженные в голени штанишки, нелепая длинная мотня. Таинственные закулисные стилисты делают всё, чтобы порадовать глаз целевой аудитории, а заодно распространить каноны гей-культуры.

И вот, значит, информационная вой­на. Украинские СМИ начинают разогреваться, они ещё не видели зелёных человечков, поначалу даже кажется, что всё как-то невсерьёз: «...жительница Ялты рассказала, как в троллейбус зашёл мужчина, представившийся казаком из «чёрной сотни». На груди он имел изображение царской семьи. На вопрос пассажиров троллейбуса, куда он едет, ответил: «Еду в Симферополь жидов и хохлов убивать». Жители Ялты бьют тревогу и просят о повышенном внимании украинских журналистов...»

Стоит ли по такому поводу отрываться от маникюра?.. Репризёры продолжают придумывать Урганту шутки про Ленина. Маховик кавээна работает в прайм-тайм словно часы (которые уже окончательно вышли из моды, но никогда не станут антиквариатом). Сериалы maid in Ukraine сменяют друг друга, как подводные лодки на вахте в чужих территориальных водах, вот, глянь, и Ада Роговцева всплыла собственной персоной, а ведь только что в реальной жизни агитировала за майдан.

Но уж когда нас стали именовать ордой, оккупантами, рашистами, Путина сравнили с Гитлером, телевидение выбрало следующую тактику: стало давать больше экранного времени тем, кто ещё способен сопротивляться. Злые языки, правда, поговаривали, что сегмент общественно-политического вещания удостоился такой чести лишь потому, что потребительницы (мамы, жёны, сёстры и дочери) прильнули к экранам, обеспокоенные перспективой войны, и тем самым обеспечили рейтинг Соловьёву, Мамонтову, Толстому, где в паузах продолжали рекламировать стиральный порошок. Однако эта мысль кажется сильным преувеличением. Просто в женственном телевизионном организме, слава богу, оказалось достаточное количество мужских гормонов. И ТВ стало демонстрировать способность идти по следу, обозначило, что обладает инстинктом мести.

Да, информационная война ведётся российскими СМИ в целом и телевидением в частности без внушительных побед. (Речь не о «Дожде» или «Эхе», которые в принципе находятся на противоположной стороне фронта.) Часто в своих сообщениях ТВ неловко опираются на украинские источники, заведомо лживые, манипулирующие аудиторией. Наши каналы могут вдруг, ни с того ни с сего, использовать лексические конструкции украинских агитаторов. Иногда телевизионщики просто ошарашивают непрофессионализмом, податливостью на провокации – как будто нарочно тиражируют дезинформацию. И всё же это, скорее, болезни роста.

Наше телевидение изначально не было готово выполнять кризисные функции. Ведь долгие годы ТВ занималось исключительно антисоветской пропагандой на фоне главной, настоящей своей страсти – медиабизнеса, то бишь – зарабатывания бабла.

Сегодня в штате телеканалов существенные проблемы с рядовым и сержантским составом – рабочими лошадками информационного фронта. На ответственной службе оказались и просто неподготовленные люди, и те, кого изначально нельзя подпускать к пропагандистскому оружию – расслабленные столичные хипстеры, последователи политических концепций Макаревича, приверженцы культа тоталитарного гуманизма Ахеджаковой. Эти закадровые сотрудники-информационщики, того и гляди, захватят несанкционированно эфир с криками «коммуняку на гилляку».

Телевидению приходится перестраиваться на ходу, работать в совершенно новом режиме, где информационная служба становится важнее команды гримёров и стилистов, где нужно уметь разбираться в стилистических тонкостях, политической целесообразности. Ну не понимают товарищи, что фраза «Освобождена обладминистрация в Харькове» не может звучать на государственном российском канале, когда неизвестные люди в военной форме, действующие по приказу нелегитимной власти, жестоко избивают харьковчан, требующих союза с Россией.

И всё-таки главные каналы страны, надо признать, достаточно адекватно реагируют на украинские события. Во всяком случае, своими информационными и общественно-политическими программами. При этом весь комплекс развлекательного вещания на фоне последних украинских событий смотрится так же органично, как забредший в шахтёрский забой распространитель косметики АVON.

Рассуждая о будущем телевидения, которое, несомненно, будет меняться под давлением исторических обстоятельств, стоит обратить внимание на любопытный факт. За последние несколько месяцев определились эксперты, спикеры, журналисты, аналитики, способные рассуждать на темы Украины и Крыма с наибольшей убедительностью. Как ни старалось телевидение представить в качестве таковых, скажем, Злобина или Райхельгауза, их появление в студии смотрелось, скорее, игрой в поддавки с украинской пропагандистской машиной. А вот Вероника Крашенинникова и Наталья Нарочницкая выглядели умными, тонкими, телегеничными. Каких только журналистов не отправляли на майдан! Вроде бы и мужественных, и боевитых, а самые смелые и аналитически глубокие репортажи передавала из Киева Вера Кузьмина. Каких только героев не пытались найти в Крыму репортёры, чтобы проиллюстрировать простую, казалось бы, мысль: ничего ужасного не происходит, жизнь налаживается, на полуострове царят оптимизм и воодушевление. А безотказно сработала только одна персона – главный крымский прокурор Наталья Поклонская.

А вы говорите: женское начало…


Тэги: ТВ Пропаганда
Обсудить в группе Telegram

Олег Пухнавцев

Родился в Харькове, в 1967 году. Учился на факу... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Кому на ТВ жить здорово

    26.12.2023
  • Русский статус

    21.12.2023
  • Пропаганда должна быть эффективной

    11.05.2022
  • В глубоком тылу

    27.03.2022
  • Сумерки кумира

    23.03.2022
  • Вечерний Галкин

    88 голосов
  • Радиоактивная ложь

    88 голосов
  • Страсти, радости и напасти

    84 голосов
  • Пропаганда должна быть эффективной

    78 голосов
  • Сумерки кумира

    61 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS