Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 15 апреля 2015 г.
  4. № 15 (6505) (15.04.2015)
Искусство

«Пусть остановится война!..»

15 апреля 2015

Московский государственный историко-этнографический театр показал «Звездопад» по Виктору  Астафьеву. 

В военном госпитале, вопреки страданиям и смерти, вопреки боли и телесной уязвимости, между молодыми людьми зарождается и крепнет искреннее и сильное чувство. Солдата Мишу Ерофеева (Андрей Безымянный), бывшего детдомовца, после тяжёлого ранения на передовой в госпитале спасают хирурги. Отойдя после наркоза, он видит девушку – студентку Лиду (Виталина Отраднова), работающую медсестрой. Между молодыми людьми завязываются первые робкие, чистые отношения... Но жизнь вокруг сурова и несентиментальна – голод, лишения, война.

И смерть. Смерть – главная героиня спектакля (её играет Светлана Американцева). Смерть проходит через судьбы людей. И поживших, и самых юных. Виктор Астафьев и режиссёр-постановщик Михаил Мизюков чисто по-русски наделили её доброжелательностью и здравомыслием, рассудительностью и даже чувством юмора. Идёт война. И смерть делает свою непростую, чёрную, вынужденную работу. Она забирает тех, кто любит и любим, кто труслив и кто смел, кто юн и кто пожил немало, кто сражается до конца и кто пытается её избежать, договориться с ней. И остановить неумолимую смерть, совершающую свою работу, в силах только война. Когда она остановится.

Невзирая на разлуку и смерть, Миша Ерофеев и Лида выбирают любовь, которая, как звезда, разгорается всё ярче в суровом воздухе вой­ны. Вот оно, чувство, пришедшее к молодым людям в тяжёлые дни, любовь чистая, хрупкая, беззаветная, незабываемая. А вокруг – война, и сама смерть приходит ежедневно за своей неизбежной данью. Но вопреки войне расцветает любовь, на короткий миг даруя героям ощущение бесконечности, ощущение вечности. Два вечных мира, две ипостаси бытия – смерть и любовь.

Спектакль очень органично предваряют кадры военной кинохроники: бой, разрывы снарядов, столбы встающей на дыбы земли. Само действие начинается неспешно – с юморка выздоравливающих в госпитальной палате солдат, с их перебранки и солёных шуточек, а затем возвышается до трагического, высокого и святого – обращения, молитвы, заклинания, вложенного в уста не просто сестры милосердия, но женщины, любимой и любящей, за того, кто сам себя принёс в жертву, кто отверг свою жизнь ради жизни других.

Это рассказ о самых обычных людях – о Мише из Красноярска и Лиде из Краснодара. О солдате и медсестре. О долге и милосердии. О том, что между ними всегда третья – смерть, которая так и шастает по госпитальной палате, карауля солдат. Здесь и чисто солдатский юмор, с которым боец принимает свою долю и свою смерть. И солдатская дружба, взаимовыручка, поддержка. И такая обычная история о том, как командир Шестопалов (Антон Чудецкий), рискуя собственной жизнью, выносит с поля боя безнадёжного, раненного в позвоночник солдата Сидорова. Оставить которого, может быть, и разумно, но невозможно.

Каждый из героев делает свой выбор.

Последняя встреча Миши и Лиды происходит у ворот казармы, где расквартирован полк, который готовится к отправке на фронт. Лида говорит любимому, как болит её сердце перед разлукой, а он ей – о том, что снова открылась и кровоточит рана. И Смерть, стерёгшая солдата весь спектакль, наконец-то берёт его за плечи и, медленно подталкивая, уводит во тьму. И тут, в конце концов, понимаешь, что Смерть в этом трио не лишняя, так как без её победы не было бы настоящей победы – победы любви. У Миши Ерофеева есть возможность после ранения остаться в тылу, работать, жить с любимой. Но он выбирает возвращение на фронт. Потому что настоящее мужество по своей природе может выбрать только долг.

И редкостной силы слова-мольба, слова-заклинание молоденькой медсестрички Лиды, апофеоз всего пережитого, надежды и веры: «Я хочу побыть с тобой хоть один день, хоть один час, хоть одну минуту! Пусть остановится война!..» Вот и закончилось всё то прекрасное, что пришло в их жизнь, ведь они оба (и солдат, и медсестра) понимают последствия этого выбора: жизнь так хрупка, и эта разлука, возможно, навсегда. Смерть всё же уводит с собой солдата, но это в спектакле ощущается не как поражение, а как победа, возвышение духа героев, идущих на жертву и принимающих свою судьбу. Ибо есть то, что остаётся вопреки всему, даже вопреки смерти. Любовь оказывается сильнее. Потому что она становится памятью. И память – как победа над смертью.

Ирина НОВОСЕЛЬСКАЯ

Тэги: Театр
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Драма, делающая нас счастливыми

    26.06.2025
  • Театр «Торикос» – «Ничейный остров»?

    16.05.2025
  • Театральное дело Романа Акимова

    14.04.2025
  • Не убивайте ангела в себе

    06.11.2024
  • ГАБТовские «Байки» для детей и взрослых

    19.10.2024
  • Театр нельзя законсервировать

    347 голосов
  • „Читая эту мерзкую книжку“

    192 голосов
  • Ёлки-палки и просто сказка

    143 голосов
  • От Ёжика до катарсиса

    101 голосов
  • Она умерла от любви...

    101 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Утрата Сериал Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS