Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 14 апреля 2016 г.
  4. № 15 (6549) (13.04.2016)
Общество

Картины маслом и немного дёгтем

14 апреля 2016

Бывший пресс-секретарь Бориса Ельцина переквалифицировался в обличителя

В одном из недавних номеров популярного еженедельника резанули глаза заголовок «Дорога к сраму» и чудаковатая иллюстрация: известный портрет девочки в розовой блузке работы Валентина Серова, но без персика, его сжимает в кулаке Сталин, а рядом Ленин с кусочком хлеба и хлебной карточкой. Что за ребус?

Читаю статью, пытаюсь разобраться, в чём же наш срам и постыдство. Начинает Вячеслав Костиков с рассуждений о небывалом паломничестве на выставку В. Серова. Сам он на неё не попал, но оценки даёт: «Портреты показывают, какими были наша интеллигенция и правящая верхушка до революции 1917 года... С горечью думаешь о том, как изменилось, как потускнело «лицо власти», да и лицо элиты в целом за десятилетия советской «пропагандистско-воспитательной работы».

Забыл наш искусствовед и физиономист, что давно нет советской власти и той пропаганды, которую он сам же активно проводил в жизнь. Налицо, пишет далее г-н Костиков, интеллектуальный дауншифтинг, т.е., по его разумению, отставание. Что за отставание, от кого и от чего? Вообще-то дауншифтинг – это перемещение вниз по общественной лестнице, часто добровольное, ради изменения приевшегося образа жизни. Может быть, подсознательно это мысли о «загогулинах» собственной судьбы? Некогда ельцинский пресс-секретарь и дипломат, а ныне заурядный литературный подёнщик, клепающий статейки с плохо скрываемым антироссийским словоблудием.

Что касается портретов представителей власти, замечу, что лучшими правителями во все времена были отнюдь не Алены Делоны. Но наш аналитик не унимается: он убеждён, что, побродив по залам Третьяковки, можно убедиться в снижении качества нашей элиты и вспомнить горестные слова Солженицына о том, что ХХ век Россия проиграла. Вновь любитель живописи ударяется в рассуждения о мерзостях ленинизма, сталинизма и социализма в СССР, считая, что всё это замалчивается, хотя на эти темы вышли тысячи публикаций в разных СМИ.

«Ну а куда мы идём сегодня?» – вопрошает мудрец и приходит к такому умозаключению: «Дорога к сраму, увы, всегда короче, чем дорога к храму». Бывшему послу в Ватикане, вероятно, следовало бы добавить: «По себе знаю».

По мнению Костикова, не побывавшего в Третьяковке из-за очередей, выставка Серова – это «луч света и одновременно молчаливый протест против одичания – и не только культурного или нравственного, но и политического».

Да, загнул так загнул.

Видимо, результат одичания. Или желания внести свои «пять копеек» в модный тренд, который кинорежиссёр Станислав Говорухин определил так: на западных фестивалях самая востребованная тема – «Россия в дерьме». В этом деле г-н Костиков преуспел: вот ещё один образчик – статья «Гибридная Россия» с подзаголовком: «Россия запуталась в выборе своего пути». Здесь журналист, чья должность в редакции пышно именуется как «руководитель центра стратегического планирования» демонстрирует абсолютное непонимание того, что есть Русский мир, кивая на белорусского президента и на народ, который, мол, тоже не понимает.

Не понимает он и того, что есть наше национальное единство. Он над ним просто тупо глумится: «Пресловутое единство наш народ испытывает только тогда, когда есть возможность коллективно выпить и закусить».

Хочу сказать, что для многих Русский мир непонятен, многие его боятся, потому что он многообразен и велик, как многообразна и велика русская душа. Всё это непонятно и неприятно тем, кто готов по первому свистку поливать грязью свою страну, её историю, народ и культуру, кто на выставках вместо портретов и пейзажей видит, напялив «либеральные очки», исключительно «чёрные квадраты».

Николай МАТРОНОВ

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Убаюканные реальностью

    09.07.2025
  • По тупиковому пути

    03.07.2025
  • Позывной Апостол

    02.07.2025
  • Сорок лет спустя

    01.07.2025
  • Автомобилист против робота

    27.06.2025
  • Неудобная правда: лучше поздно, чем никогда?

    31248 голосов
  • Посвящение в свет

    4563 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Неблагодарные

    1143 голосов
  • Так ли уж не прав «дилетант»?

    999 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Утрата Сериал Новости Театральная площадь Век Фильм ЛГ рейтинг Поэзия Калмыкии
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS