Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 19 апреля 2017 г.
  4. № 15 (6594) (19.04.2017)
Библиосфера

Что с нами происходит?

19 апреля 2017

Михаил Чижов. Лишить жизни. Нижний Новгород, БИКАР, 2016, 286 с., 500 экз.

К излюбленным русским вопросам «Кто виноват?» и «Что делать?» сегодня добавился ещё один: «Что с нами происходит?» К размышлению над этим вопросом приглашает роман нижегородского писателя Михаила Чижова «Лишить жизни». В основе сюжета обычное для сегодняшнего дня уголовное преступление и судебное разбирательство.

В самом деле ежедневные сводки новостей исполнены сообщениями об убийствах, изнасилованиях, о какой-то необъяснимой человеческой злобе, агрессии людей друг к другу и, что особенно отвратительно, к совсем уж ни в чём не повинным братьям нашим меньшим.

Жестокости стало так много, что люди перестали с отвращением и негодованием воспринимать её. Да, конечно, в ответ на вопиющие поступки общество обыкновенно возмущается. Но, пошумев немного в Сети, возвращается вскоре к привычным и приятным занятиям, продолжая постить котиков и обсуждать медийных персон. Но любая жестокость – это сломанные или покорёженные судьбы, это уничтоженные жизни, это чьё-то страшное и непоправимое горе и чьи-то горькие слёзы. Звучит вроде бы понятно и даже банально. Но в действительности многие люди стали бесчувственны к чужой беде.

Так что же с нами происходит? Автор романа «Лишить жизни» не даёт рецептов и прямолинейных ответов. Он скорее предлагает читателю самому задуматься, взглянув на современную жизнь сквозь увеличительное стекло художественной прозы.

Главная беда, по мнению автора, в том, что современные люди перестали зачастую различать добро и зло. Почему так получилось? Возможно, потому, что «богатые и их приспешники создали новую социальную теорию – социал-дарвинизм, утверждающий, что бедные – злы, а богатые – добры и правы во всём, так как платят налоги и тем кормят общество…» В соответствии с этой теорией живёт, а лучше сказать существует герой романа Артём Тюрин, изнеженный, избалованный сынок богатого папеньки. Руководствуясь этой теорией, да ещё и под воздействием наркотиков, Артём совершает убийство. И здесь, в этой точке романа автор сталкивает «два мира, две морали», передавая восприятие происходящего разными его участниками. Получился своего рода «эффект Расёмона», когда каждый рассказывает свою версию событий. Поочерёдно главные герои говорят о себе и о произошедшем в романе. Таким образом, читатель имеет возможность погрузиться во внутренний мир каждого из персонажей, увидеть конфликт глазами всех, кто так или иначе был к нему причастен.

Но в отличие от Акутагавы Михаил Чижов не пытается изобразить правду как чью-то версию произошедшего. Повествование от первого лица оказывается всякий раз чем-то вроде исповеди или дневника. Каждый из персонажей абсолютно искренен в своём рассказе, даже если эта искренность граничит с цинизмом. И, надо признать, невесёлая вырисовывается картина. Преступление, которое можно было бы оценить как результат вспыльчивости, горячности, оказывается продуманным действием и закономерным явлением. Убийца и его окружение напоминают тех самых украинских «онижедетей», которые, смеясь, разливали по бутылочкам горючую смесь для коктейлей Молотова в Одессе.

«Онижедетям» тоже было не жалко ни тех, кто сгорел заживо, ни тех, кто потерял в этой трагедии сына, мужа или сестру. Было просто весело, а «сепарам» – так и надо! Примерно так же воспринимают происходящее и герои романа Михаила Чижова. «Так и надо «совку»! – думает об убитом Артём Тюрин. И не зря роман называется «Лишить жизни». Жизнь в современном мире упала в цене, люди перестали относиться к чужой жизни, как к самой большой ценности. Лишить кого-то жизни, надругаться – это вовсе не страшно, это стало обыденностью. Кругом разгуливают тысячи маленьких раскольниковых, воображающих себя обладателями прав. В России, да и не только, выросло целое поколение, усвоившее права, и понятия не имеющее об обязанностях. Но…

Но всё же автор оставляет надежду. Немало в романе и порядочных, искренних людей. «Нет, не все ещё продажны в нашей России», – восклицает главная героиня Римма Поликарпова. Остались ещё люди, умеющие сочувствовать чужому горю, остались честные и неподкупные, остались те, кого возмущает неправда, кто способен ещё отличать добро от зла. Неспроста роман заканчивается словами: «Солнце сияло над головой…» А значит, мрак не вечен, значит, разойдутся тучи, и прольётся на мир согревающий солнечный свет. А добро, по закону жанра, обязательно победит зло.


Тэги: Михаил Чижов
Обсудить в группе Telegram

Светлана Замлелова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Беспризорные картины

    15.06.2022
  • Кто он, Пётр Первый?

    08.06.2022
  • Красная палатка как сигнал бедствия

    19.01.2022
  • Бульдозером по истории

    12.01.2022
  • Исповедь народа

    15.12.2021
  • Невозможное возможно

    74 голосов
  • Давайте разберёмся

    44 голосов
  • Память о страстотерпцах

    40 голосов
  • Какая боль!

    38 голосов
  • Исповедь народа

    34 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS