Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 17 апреля 2019 г.
  4. № 15 (6687) (17.04.2019)
Искусство Интервью

Брижит Бардо – последняя суперстар?

В объективах массмедиа и собственными глазами

17 апреля 2019
Брижит Бардо, фото 1970-х. Зоя Богуславская  первой из СССР взяла интервью у недосягаемой актрисы, провела с ней в раговорах  двое суток

В тот день из окна новой квартиры Брижит Бардо на бульваре были видны тёмный ноябрьский лес и свежеполитая дождём ярко-зелёная полоса. Квартира на последнем этаже словно продолжает пейзаж за окном. Комнаты выходят на обширные балконы как в сад или парк: не видишь асфальта, автомобилей, никаких примет индустриального Парижа.

– Я хочу, чтобы вокруг меня была только природа, вообще то, что я люблю, – говорит она, дымя сигаретой. – Потоки машин, толпа, ужасно!

Она поднимается, чтобы сварить на кухне кофе. За ней вскакивают три собаки: белая, пятнистая Мафи, с угольно-чёрной маской по глазам и ушам – часто позирует для фото; за ней также пятнистая, побольше; третья – рыжая, пришлая, гостит у неё с понедельника. В вихре собачьего счастья Брижит идёт к двери – ритмической, танцующей походкой.

У двери она оборачивается.

– В следующий раз угощу вас обедом. Очень люблю готовить сама.

Пока её нет, рассматриваю гостиную, просторную, как класс для танцев. Слева от серого пушистого дивана и кресел со столиком, где мы сидим, – стеллаж. Лаковые корешки книг, фигурки из дерева, проигрыватель. У стены сзади вазы, сосуды – подарки из Бразилии, Соединённых Штатов. Ни одной фотографии Брижит, афиши, журналы, пластинки – ничего о ней: как будто она сама себе до смерти надоела.

Всё кажется малоправдоподобным. Два потока информации движутся в моём сознании навстречу друг другу, не соприкасаясь. Будни её домашней жизни, чёткая, лишённая всякой аффектации речь. Никакого стремления казаться, а только быть.

В то же время память монтирует сенсационные заголовки газет, эффектные позы на обложках журналов, вызывающие высказывания – всё, что, слившись с её экранным существованием, составило механизм рождения «superstar» – «суперзвезды».

Увы, миф, творимый массмедиа, часто кажется неопровержимее самой реальности, как непреложность печатного слова и иллюстрации сильнее сиюминутных амбиций.

…В спальне Брижит Бардо над широкой постелью висит большой гипсовый барельеф. Обнажённая фигура женщины, на лице – гримаса отчаяния или экстаза. В пластике тела та предельность отчаяния, за которой – срыв.

– Что это? – спрашиваю.

– Портрет возлюбленной моего друга, художника. Талантливо, правда?

Я представляю себе мысленно, как каждый день, вставая утром и ложась вечером, она видит это.

– Вам хорошо в этом доме? Вы независимы? – спрашиваю её.

– Независимость, – пожимает она плечами, – она ведь не вне нас, а внутри. Если я внутренне от кого-нибудь или чего-нибудь завишу, мне не помогут даже очень благоприятные обстоятельства.

– Если обстоятельства паршивые, тоже мало хорошего, – замечаю я.

Она кивает.

– Порой удивляешься, как много у нас пишут о свободе женщин. Вы тоже за равноправие?

– Для меня это – быть естественной, быть женщиной, – говорит она. – Равноправие – это высшая несвобода для нас, потому что мы по природе своей отличаемся от мужчин. Мужчина должен охранять, защищать женщину. – Она задумывается. – И ещё… не убивать. В мире ещё так много убивают.

– Политика: вы интересуетесь ею?

– Нет. В том смысле, какой этому придают теперь. Политика – это когда кто-то от кого-то чего-то хочет. Знаете, политика нужна, но только, чтобы люди оставались людьми. И по отношению к животным тоже.

– Да, я слышала, что вы учредили общество защиты зверей. Бездомные собаки теперь благодаря вам могут найти приют.

– Это правда, – кивает она. – Мне всегда очень жалко собак. Остальными проблемами занимаются многие, а животными никто. Они совсем беззащитны перед человеком.

Она встаёт, чтобы переменить пластинку. Музыка льётся со стеллажа не переставая, она окутывает нас, не мешая, не перебивая.

– Какую вы любите музыку?

– Разную. Я всегда с музыкой. Ем, читаю, танцую, а вокруг меня музыка. Когда работаю, я люблю серьёзную музыку – Брамса, Баха, Моцарта. Вашу русскую музыку страшно люблю.

– А литературу? Вам нужна она? Можете без неё обойтись?

– Могу, – пожимает она плечами. – Когда я работаю или очень поглощена чем-нибудь в жизни, я никогда не читаю. Но если я внутренне не занята, то должна отдаваться чтению целиком.

Она улыбается.

Невольно разглядываю её. Щёки, веки, рот – выпукло мягкие, чрезмерные для такой маленькой головы. Прямая, как у балерины, спина, густая копна жёстких волос и длинная шея придают пугливую лёгкость каждому её движению.

Она листает мою книгу, перечитывает надпись: «Брижит Бардо, которую знают все и которую никто не знает».

– Вы правы, меня действительно не знают, – говорит она с лёгким замешательством. Я совсем не «star» в том смысле, какой в это вкладывают. Ведь я ценю самые что ни на есть простые вещи.

– Да?

– Конечно. Для меня наслаждение уехать, просто копаться в земле, дышать воздухом, не отравленным бензином, смотреть на распускающиеся листья.

Мне не верится (в деревню, в глушь, надолго ли?).

– Да, я слышала, что вы заявили о своём уходе из кино. Вы уверены, что сделали правильно?

– Я уравновешенна, спокойна. Для меня это счастье.

В чём покой для Брижит? – думаю я. – Ведь желания этой женщины выполнялись с такой быстротой, словно она держала в руках лампу Аладдина.

– Казалось, я получила в жизни всё, – замечает она, словно проследив за ходом моих мыслей, – но я не могу этим пока воспользоваться. Не могу жить, как хочу, я лишена простого удовольствия бродить по улицам. Понимаете?

В основе сложного сплава образа Брижит Бардо было одно неосознанное понятие – «свобода». Свобода от многих условностей общества, свобода поступить по-своему, наконец, свобода любить и бросать нелюбимого.

Каждый вкладывал в нарушение привычного идеала Брижит Бардо своё представление.

Одни, как французская писательница Симона де Бовуар, видели в этом протест против мещанства и обывательщины. «Молчите, спрячьте эту девушку, – писала она в нашумевшем эссе о Брижит, – уберите её с дороги, обрейте ей голову, заткните ей рот! Но что это? Она по-прежнему смеётся! Ну хорошо, вы правы, так будет проще и вернее: сожгите её!»

Другие подобно американскому режиссёру Альфреду Хичкоку, спрашивали: «Она что – актриса кино или газетная актриса?»

Третьи, как Михаил Ромм, отмечали истинное мастерство Брижит Бардо.

Но что бы ни восклицали и ни спрашивали, ясно было одно – на смену аристократкам кино тридцатых-сороковых годов пришла на экран девчонка с улицы, с ужасными выходками, презиравшая все нормы воспитания, отбросившая многие условности буржуазной морали.

Усиленные прессой любопытство и жажда сенсации гнали толпы молодёжи Америки и Франции посмотреть сцену в ленте «И бог создал женщину», где восемнадцатилетняя Жульетта (Брижит Бардо) бросала вызов деньгам, карьере, благопристойности.

На яхте промышленника Эрика Каррадайна, волочащегося за Жульеттой, один из гостей лениво бросает ей:

– Вы слышали о пылесосе Вижье?

– Да.

– Это я… Потанцуем?

– С пылесосом – никогда!

Такого зритель ещё не видел на экране.

Раздумывая над судьбой многих «идолов» западной публики, перелистывая кипы иллюстрированных еженедельников, журналов и газет, я начинала понимать место Брижит Бардо в системе символов буржуазной цивилизации, и в первую очередь системе массмедиа.

В какой-то момент, когда выпит кофе и о многом уже говорено, всё же решаюсь на бестактность и задаю вопрос о причинах её ухода из кино.

– Если не хотите, не говорите, – замечаю я, – но только правду: почему всё же?

– Откровенно? Мне надоело сниматься в плохих фильмах. Больше я этого делать не буду.

– Значит, решение не бесповоротно? А если будет интересный сценарий или режиссёр?

– Ну, если всё это будет, тогда и поговорим.

Тема явно её не интересует.

– Разве не будете тосковать по процессу съёмок, самой работе?

– Нет, – говорит она убеждённо. – Кино для меня никогда не было существом жизни.

– Что бы вы хотели изменить в окружающем мире, чтобы быть более счастливой?

– Людей, – выпаливает она не задумываясь. – Характеры людей. Надо жить с людьми, а это невозможно.

– Но почему, – поражаюсь я, – разве люди не доказали вам свою любовь?

– Нет. Известность – это совсем другое. Но и слава моя создана в значительной степени ненавистью.

Действительно, на разных ступенях славы Брижит, как рефрен, в её высказываниях возникает мотив враждебности к ней окружающих.

– Это большая радость – говорить с людьми, чувствовать их любовь и дружбу, – замечает она в интервью четырём корреспондентам крупных газет и журналов. – Но вообще первая реакция человека по отношению ко мне – агрессивность.

– Говоря со мной, люди теряют естественность, – жаловалась она ещё раньше. – Я подхожу к ним, они уже совсем другие. Подчас я даже думаю, что я – это не я.

За поклонение толпы, за предание гласности каждой подробности личной жизни – расплата, как в «Фаусте», одна – душа. Публичность «звезды» делает её внутреннюю жизнь такой же собственностью её публики, как и её фотографии.

– До следующей встречи, – сказала она, прощаясь. – Как договорились.

– Спасибо. Ваш голос у меня на магнитофоне. На память.

Она кивнула:

– Если вам захочется написать, – пожалуйста. Можете писать всё. Я ничего не скрываю…

Зоя Богуславская,
Париж – Москва, «ЛГ», № 13, 1974 г.

Публикуется с сокращениями


Тэги: ЛГ Зоя Богуславская
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Стартовали «Шукшинские дни на Алтае»

    20.07.2022
  • Дни и стихи Семёна Гудзенко

    09.03.2022
  • «ЛГ» в гостях у «ДП»

    29.11.2021
  • Положили начало традиции

    03.11.2021
  • Ждем вас на Дворцовой площади!

    26.05.2021
  • Аве, Оза!

    55 голосов
  • Юрий Поляков - 65!

    46 голосов
  • Зоя Богуславская. Предсказание

    38 голосов
  • На развилке

    28 голосов
  • Владимир Путин поздравил «Литературную газету»

    22 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS