Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 15 апреля 2020 г.
  4. № 15 (6733) (15.04.2020)
Искусство

Не хочу улетать на Марс

Вместо послесловия к выставке «Сальвадор Дали. Магическое искусство» в «Манеже»

15 апреля 2020
С первых дней увидеть «Магическое искусство» Сальвадора Дали  хотели многие.  Но увы – из-за угрозы распространения коронавируса выставочная деятельность  «Манежа» была приостановлена

Представлено было 180 работ – живопись, рисунки, гравюры – малая часть из созданного великим мастером за долгую и яркую творческую жизнь, ведь он занимался не только живописью и скульптурой, а ещё и писал поэмы, философские трактаты, снимал фильмы, конструировал мебель…

 

Если бы испанский художник сам мог увидеть эту огромную очередь, которая совсем недавно выстраивалась на Манежной площади, чтобы посмотреть его картины, то непременно отразил бы это событие в своём творчестве. Ещё бы! Самый центр Москвы. Рядом – Красная площадь, Кремль, Александровский сад, наконец, Мавзолей, где когда-то наблюдались точно такие же очереди… Для любого художника с неординарным ассоциативным мышлением подобный ракурс и такой сюжет – просто находка!

Сальвадор Дали наверняка написал бы на эту тему нечто совершенно неординарное. Ведь он – один из самых известных представителей сюрреализма, а это направление авангардного искусства основано на использовании всевозможных аллюзий и парадоксов. Преодолевая изжившие себя условности академического искусства, сюрреализм, по мнению Дали, выплёскивает наружу прежде всего наше бессознательное и выражает его в виде самых причудливых фантасмагорических форм. В этот момент духовное легко отделяется от материального, а потому не нужна никакая оглядка на реальность и привычное мышление. Полная свобода мысли позволяет художнику объединять объекты без какой-либо логической связи.

Но большой вопрос в том, как окончательно формулирует живописец своё творческое кредо. Ведь, сознательно создавая образ художника-провокатора, он всеми силами поддерживал не естественный, а искусственно созданный образ безумца, который либо эпатирует публику своим поведением, либо предвосхищает в своих работах какие-то ужасные события, нагнетая тревогу использованием серого, голубого и особенно коричневого и бежевого цветов. Он отлично понимает, что и у нас, зрителей, присутствует внутри то сокровенное, а по Фрейду – подсознательное: тайные желания, инстинкты, привычки, о которых было бы желательно никому не знать… И он, художник, всеми силами пытается вытащить из нас это подсознательное и тайное, запретное и противоречивое, не самое хорошее, что есть внутри нас, а подчас и совсем постыдное... Но всё это «не самое хорошее» – неосознанное и несовершенное – ему необходимо как воздух. Потому что всё это – его пища, его хлеб, его сила. Наши несовершенства и пороки нужны ему, чтобы крепко держать нас в орбите своего экзальтированного энергетического поля, а по сути – в своей власти, всё более и более вовлекая нас в созданную им по законам искусства эстетику ужасного.

Именно законы искусства, которые и Сальвадор Дали, и другие, также прекрасно образованные, художники-сюрреалисты изучили самым тщательным образом, отличают их работы от картин художников-самоучек, абсолютных дилетантов в искусстве и страдающих раздвоением сознания не по моде, не ради пиара, а лишь только потому, что они нездоровы душевно. Я видела много таких картин, созданных больными психиатрических клиник: у меня в семье есть психиатры. Потому знакомство с творчеством художников-сюрреалистов, даже с таким великим, как Сальвадор Дали, в своё время не стало для меня откровением или открытием. Поверьте: и художники-сюрреалисты, и душевнобольные «художники-любители» одержимы в своём творчестве одинаковыми страстями и проблемами… Вопрос, повторяю, только в уровне таланта и в профессиональном или даже гениальном, как у Дали, решении этой темы...

И вот тут возникает другой вопрос: почему уже столько лет так фантастически притягательно искусство художника, в котором очень мало искреннего и настоящего?

На мой взгляд, вся жизнь Сальвадора Дали состояла из противоречий и откровенного притворства. От природы он был страшно закомплексованным человеком, любил одиночество, а на людях носил маску шута и постоянно эпатировал публику своим неординарным поведением. Он цинично «продавал» образ безумца, потому что понял: на это есть спрос! За это платят хорошие деньги! До сих пор живы легенды о великой гармонии семейного и творческого союза Галы и Дали, хотя на самом деле каждый из них был страшно одинок...

Сальвадор Дали всеми силами показывает нам, что может, умеет предчувствовать будущее, но при этом в его работах совершенно не чувствуется тревоги за это будущее, тревоги за человечество и конкретного человека. Его картины всякий раз напоминают сложные алгебраические уравнения со многими неизвестными. Некоторые зрители успешно решают эти уравнения самостоятельно. Кому-то приходят на помощь искусствоведы, благодаря которым можно было прийти на выставку в «Манеж» полностью подготовленным к восприятию этого искусства. Но как бы точно ни разгадали вы образы Сальвадора Дали, вы не найдёте в его картинах самого главного, без чего не может и не должно существовать искусство, – любви. Не случайно управляющий домом Сальвадора Дали сказал после его смерти: «Этот человек завоевал мировую славу, но при этом он никогда никого не любил...»

От душевного холода, который пронизывает картины великого испанца, у меня стынет кровь. На выставке в Москве меня не покидало чувство, будто меня посадили в некий космический корабль и отправили… на Марс, где мне неуютно, холодно и одиноко. Очень странное ощущение, согласитесь, но ничего не поделать, если моё «бессознательное» именно так откликнулось на окружившую меня в «Манеже» аллегорию сложных образов «в коричнево-бежевом, сером и синем». (Отмечу: оформление пространства выставочного зала выполнено блестяще!)

19-Выставка РИА 000181355715_RIAN-ID-6147292.jpg

Имидж художника-провокатора и как бы безумца Дали активно поддерживал. Кирилл Каллиников / РИА новости


Мне хочется вернуться на Землю, мне нужен глоток воздуха, которого нет на Марсе, и ещё какая-то мощная энергетическая поддержка: иначе притяжение чужой планеты не преодолеть...

Меня спасает мой телефон, точнее, его компьютерная сущность, которая открывает доступ не в нарисованный, а в реальный космос. Я нажимаю на нужную клавишу – и вот она, фотография моей любимой картины «Композиция», которую я называю «Версия о сотворении мира». Не знаю в мировой живописи другой картины, где бы так сильно, образно и красиво было изображено то, что мы называем «огонь в душе». Небольшая работа, написанная на бумаге в смешанной технике в 1970 году. Её автор – известный и в Советском Союзе, и за рубежом и, к счастью, признанный ещё при жизни новосибирский художник Николай Демьянович Грицюк (1922–1976). Коренной сибиряк. Участник Великой Отечественной войны. Выпускник Московского текстильного института. Основоположник второй волны русского авангарда. С некоторых пор – любимейший художник французской богемы. (И вдобавок отмечу: автор нескольких серий поистине сказочных работ о любимой им Москве и Ленинграде.)

Он жил с Сальвадором Дали в одно время. Так же, как и Дали, исследовал окружающий мир ассоциативно и иррационально, так же раскладывал его на части и атомы, так же существовал в системе придуманных образов, знаков и символов... Но как иначе звучит музыка этого ассоциативного ряда! Сколько любви и душевного тепла льётся от акварелей и пастельных рисунков, как захватывает дух от того, как изысканно художник распоряжается цветом, создавая в каждой своей работе волшебную вязь роскошного образного ряда. Это не просто иное видение мира. Это иная эстетика, иное воспитание и иная культура. Это русское искусство в его самом полном и ярком цвете. И ему, как и представителям русского авангарда начала 20-х годов ХХ века, не нужны были образы на грани запретного, или лужи крови, вытекающие из женской брюшной полости, или львиные головы, изображающие влагалища, или вызывающие отвращение насекомые… Сейчас этой эстетике, представляющей так называемое концептуальное искусство, открыты выставочные залы всего мира. Вход свободный.

Ирина Семенюта

 

Тэги: Выставка Манеж
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Простые истины

    29.03.2025
  • «Надька – казак» вступает в гвардию русских амазонок

    05.12.2024
  • Вход – свободный!

    28.08.2024
  • Стиль свободной руки

    19.07.2024
  • Новый отечественный экспрессионизм

    11.07.2024
  • Горбушка хлеба

    51 голосов
  • «Когда ты будешь человек»

    37 голосов
  • Мастер

    30 голосов
  • Спасительное недовольство собой

    28 голосов
  • Мирискусница

    24 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS