Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 18 апреля 2024 г.
  4. № 15 (6930) (17.04.2024)
Телеведение

Сериал о начинающих подонках

На НТВ стартовал восьмисерийный фильм «Слово пацана. Кровь на асфальте»

18 апреля 2024
Никита Кологривый в сериале «Слово пацана. Кровь на асфальте»

В ноябре прошлого года сериал Жоры Крыжовникова появился в Сети и вызвал бурю разноречивых откликов: одни возмущались его невиданной жестокостью, которая может спровоцировать подростковую преступность, и требовали запрета сериала, другие восхищались «правдой, которой так не хватает нашему телевидению». И вот сериал на ТВ, и мы продолжаем дискуссию. Предоставляем слово профессору Андрею Буровскому, писателю, историку и философу из Петербурга.

Сериал вроде бы о Казани конца 1980-х. О реальном явлении: город на короткий срок заполонили молодёжные банды.

Не снимаются фильмы о химиках Менделеевска. Нет сериалов об инженерах и техниках Набережных Челнов. Нет фильма об учёных и реставраторах, возвращающих Татарстану историческое название Булгара.

Выпущен фильм о начинающих подонках, заливающих кровью мостовые Казани – пока что своей собственной кровью.

Это первое, что запоминается в фильме: постоянные драки. Основной фон – драки, драки и драки… Разгул отвратительного насилия, обезьяньей злобы и жестокости.

«Молодёжная банда» – не ругательство, а строгий научный термин. Часть мужского молодняка многих видов сбивается в такие стаи. Как гласит малоросская поговорка, «втроём хорошо и батька биты». Какая часть молодняка сбивается в банды? Не лучшая: те, у кого возникает многовато проблем с признанием старших, с успехом у девочек. Если этих проблем нет, какой же дурак пойдёт в банду?

Неудачники заедены комплексами. Жаждой самоутверждения, признания. Злобой на тех, кому они не интересны.

Как пел Высоцкий:

С плохими даже дружен я.

Они хотят оружия… Оружия, насилия…


Подонки – тоже не ругательство, строгий термин. Молодняк с дефицитом ума, трудолюбия и мужских качеств скапливается в низах общества. Хочется мести за невнимание, а нормальные члены общества «пока» недоступны. «Приходится» выливать друг на друга накопившуюся агрессию.

Фильм это и показывает – дикие, отвратительные побоища обезумелых сопляков, пустых и никчёмных.

Почему идёт в бандиты, возглавляет одну из группировок Вова Адидас? Папа – крупный начальник, сам парень отслужил в Афганистане. И парень видный, заметный. Не работает, не учится. Жизнь лежит перед ним – он выбирает уличную «группировку». Что с ним?

Позитива в сериале практически нет. Самые убедительные сцены – с участием столь же отвратительного, сколь и странно могущественного «комсомольца» Коневича, трагедия матери Андрея.

Говорят, что в сериале много любви? Разве что истеричная и совершенно беспомощная любовь родителей к пацанам и пацанкам, ступившим на путь своей гибели.

Герои несут разрушение – поначалу для самих себя, потом и для тех, кого любят. Особенно для тех, кто любит их. Вообще-то любовные сцены в сериале получаются пресные – как-то не чувствуют этого состояния ни сценаристы-режиссёры, ни артисты.

Но и в любовях «героев» – тоже погибель. Входило ли это в замысел, не ведаю, но получается именно так. Четырнадцатилетняя Айгуль не только изнасилована – затравлена обществом, для которого преступник – это не насильник, а жертва насилия. Затравлена и убивает себя.

Медсестра Наташа в последней серии рыдает над трупом своего возлюбленного, кстати, получившего «маслину», по крайней мере, совершенно закономерно. А если б Вова не погиб? Уехали бы они в Абхазию?

Спасая Вову, Наташа «соврала первый раз в жизни». Ну и что ждёт девушку – жену или любимую преступника? Врать снова и снова? Жизнь под чужим именем? Собирать передачи в тюрьму? Врать детям, что «папа в командировке, выполняет важное задание»?

Что тут сказать… Выбирая любовь, женщина выбирает судьбу. Идёт ЗА мужем. Куда ведут пацаны любимых девушек? В мир, где заплёванный тротуар покрывается сгустками их крови. В мир безумия и разрушения.

Смертоносные любови показаны на фоне омерзительных драк и дикого воя, словно бы стай павианов.

Сериал я посмотрел до конца 8-й серии: до коллективного исполнения песенок в местах заключения. Ну, хоть правду сказали.

А показать бы ещё, как уличная мразота сдаёт друг друга на следствии. А она, уверяю вас, сдаёт! Не знаю, как в фильмах, а в реальной жизни – сдаёт! Вот и показать бы, как по счёту «два» спадает крутизна с павианчиков, как они сдают друг друга, тыкая пальцами в «друзей» – только записывать успевай.

Таких сцен в фильме нет – это самый большой недостаток.

Тэги: Сериал Дискуссия
Обсудить в группе Telegram

Андрей Буровский

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Семья как школьный предмет

    01.05.2025
  • В случае сомнений – что?

    30.04.2025
  • Граница свободы – рядом с опасностью

    28.04.2025
  • В чём утопили адмирала?

    23.04.2025
  • Союз без любви

    16.04.2025
  • Зачем и кому это нужно?

    248 голосов
  • И страсть к предательству там многим застит очи

    138 голосов
  • По законам гибридного времени

    127 голосов
  • Советское несчастье

    93 голосов
  • Радиоактивная ложь

    88 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS