В нашем посёлке живёт симпатичная семья: бабушка, мама, папа и дочка-младшеклассница. Вернее, живут-то они в Москве, а у нас владеют дачкой-развалюшкой, куда приезжают летом. Милые, культурные люди, с ними приятно поговорить о политике, о литературе, театре. Семья как семья, за вычетом одного: никто в этой семье не работает. Ну, бабушка и внучка – понятно, а вот взрослые, крепкие, хорошо образованные (МГУ окончили) родители? А живут-то на что? Очень просто живут: на сдачу квартир, доставшихся по наследству от дедушек-бабушек. У них три квартиры: в одной проживают, две сдают. На нероскошную жизнь хватает. Что делают целыми днями? Да разное… В интернете, например, сидят, на форумах. До того настропалились, что даже на иностранные форумы заходят, по-английски пишут; я ж говорила – культурные люди.
В больших городах, где сдать квартиру не проблема, такие граждане не редкость. Единственный ребёнок в семье (частая ситуация), «наследник всех своих родных» – вот тебе и лишняя квартира, а то и две. На детских площадках, в сквериках средь бела дня здоровые крепкие папаши выгуливают детей. Оно, конечно, хорошо, что они примерные семьянины, но когда и как они работают? Посменно? Надомно? Или никак?
Современная либеральная философия учит, что всё в жизни – твой личный выбор. Кто-то выбирает трудиться, а кто-то – не выбирает. И не моги поперёк слова молвить.
В результате жизнь сворачивается, скукоживается, усыхает. Брошенные деревни, а теперь уж и малые города, запустелые цеха и фермы, поля, зарастающие берёзками, раздолбанные дороги – вот зримые приметы этого усыхания.
Причина нашего неустройства не столько в санкциях, не в том, что в оны дни именовалось «происками мирового империализма», сколько в недостатке народного труда – по сравнению со стоящими перед нами задачами. Для того чтобы привести в порядок, отстроить, вычистить и облагородить данную нам Богом территорию, чтобы начать наконец самим производить то, чем мы повседневно пользуемся, – для всего для этого нужно приложить огромный труд.
Чтобы общество было здоровым, надо, чтобы все с утра принимались за работу. Работа может быть разной, главное, чтобы она была.
В Беларуси недавно вышел президентский декрет «О предупреждении социального иждивенчества». К сожалению, он не противодействует тунеядцам и тунеядству, не понуждает к реальной, практической занятости, а только предусматривает специальный денежный сбор с незанятых, которые тем самым будут участвовать в социальных расходах государства.
Обязательное участие незанятых граждан в общественных работах было бы наилучшим решением – и для граждан, и для государства. Дороги, наведение чистоты – вот естественные точки приложения такого труда.
Это будет принудиловка, возрождение ГУЛАГа, сталинизма, попрание прав человека и свободы личности и принципа свободы труда, провозглашённого Конституцией? Кто-нибудь эрудированный наверняка вспомнит Конвенцию МОТ о запрещении принудительного труда, любитель истории продолжит этот смысловой ряд до порки на конюшне – и тогда уж совсем пиши пропало.
Вот как сильны в сознании людей либеральные догмы! Одна из центральных – всё должно быть строго добровольно: хочешь – делай, хочешь – нет. Но вот несчастье: требования жизни противоречат либеральной догматике. Чтобы жизнь развивалась или хотя бы не развалилась, труд должен быть всеобщим. Не то что принудительным – правильнее сказать: безальтернативным. Настолько безальтернативным, что и принуждать-то к нему не надо. Труд как образ жизни, как норма существования здорового человека. Как это было в прошлых поколениях. Труд – это религиозная обязанность человека, его долг перед мирозданием, его маленькое творчество, делающее его образом и подобием Творца. Свобода труда может касаться только выбора занятия, но никак не выбора между трудом и бездельем.
Надо трудоустраивать тех, кто не может сделать это сам, отправлять их на общественные работы, присматривать, как идёт дело, а дальше – втянутся. Так происходит со всеми полезными привычками и навыками.
Кто, какая сила должна всем этим заниматься? Я имею в виду и организацию общественных работ, и более общую задачу – то, что при советской власти называлось трудовым воспитанием. Я не вижу никакой силы, кроме государства, которая могла бы взяться за эту работу народного воспитания. Сегодня молодёжь, да и люди постарше воспитываются рекламой, телевизором и жёлто-гламурной прессой. Труду – простому, повседневному – в этом коктейле места нет. В нашем степном ростовском хозяйстве я постоянно вижу, как происходит отвыкание людей от труда. Лето, страда, а подростки болтаются по станице, играя в телефончики. Взрослые их не привлекают к делу, хотя бы на подворье. Для работы на овощах приходится завозить дагестанцев: наши селяне не хотят. Китайцы нас переигрывают ещё и потому, что у них имеется эта внутренняя готовность приступить к труду.
Когда начиналась сталинская индустриализация, наш народ не имел индустриальных навыков, но имел трудовые. Имея привычку к труду, можно научиться чему угодно. А вот не имея… тут научиться трудно. Представление о том, что-де заплати больше – и все прибегут трудиться, радикально неверно. Упражнение в праздности приводит к тому, что человек утрачивает самую потребность работы. Ни за какие деньги.
Кто-то наверняка скажет: при нынешнем правительстве, при нынешней коррупции и олигархах трудись не трудись – толку не будет. Вот когда будет у нас правильное правительство, а компрадорский режим заменится на национально ориентированный, вот тогда… Это верно и неверно одновременно. Многое надо поменять в нашем государстве, но без народной привычки к труду ничего не выйдет ни при каком режиме и ни при каком правительстве. А привычку эту не сформируешь ни за месяц, ни за год. Это дело поколений. И как всякое большое дело, его надо начинать прямо сегодня. С теми людьми, какие есть, и с теми скудными ресурсами, которые имеются в наличии. Чем раньше выйдешь в путь, тем вернее дойдёшь до цели.
Да и сдача квартиры по правильному договору - тоже сделка с учетом налогов. Что идет в копилку бюджета страны и показателей ВВП. Другой вопрос, что после некоторого времени взаимного доверия договоры не продлеваются, и подобные отношения переходят в область теневой экономики. И тут уж все совсем не по-граждански, не то что не по-либеральному.
Вот Вы, Андрей, пытались начать своё дело? Или ума не хватило? Чего вы тогда вместе с Ермаковым пыхтите каждый раз на Воеводину? Завидуете, что ли?
Работа должна быть производительной, только тогда будет расти ВВП. Внутренний валовый продукт. Так было в Советском Союзе. Токарь зажал в станке стальной пруток, выточил болт, т.е. создал новую стоимость. Учитель провёл урок, дал будущему работнику очередную порцию знаний. Охранник на 0,001 мм протёр штаны на заднице.
Хотя, строго говоря, не за что винить мужиков за то, что служат они в охране - ведь платят там раза в два больше, чем на производстве.
Многие писатели официально считались и считаются не работающими людьми. Тот же Бродский был осужден за тунеядство и написание стихов было признано глупостью, а не работой. Я не читал стихов Бродского, но некоторые считают их очень талантливыми.
Роулинг написала свои книги будучи безработной. Я даже не знаю - получала ли она пособие в то время.
Подростки не работают в селе. Наверное это плохо. Только где гарантия, что они в будущем не станут писателями, инженерами и т. д.?
Мужчины днем прогуливаются с детьми? Может они работают по ночам? Может их жены имеют более высокооплачиваемую работу, а садика нет. Стыдно конечно, но бросить ребенка соседским бабушкам еще хуже, чем быть временно на содержании жены. У меня такого не было, но если бы случилось так, то ребенка соседским бабушкам не отдал бы - остался бы с ним и временно оставил бы работу. Но у меня этого не было, а у кого то все именно так.
Свободное время позволило людям заниматься чем то иным, чем занимались они в "рабочее время". Из хобби может зародиться профессия или бизнес.
А где работа в Москве, да еще людям с образованием - в офисах по продаже памперсов? Производства практически нет.
Любители статей Воеводиной делятся на две (очень часто совпадающих категории) - Любители лжи и Генераторы лжи. Одним очень нравится, когда им лгут. Другим нестерпимо хочется поучаствовать в сочинении грязных историй про Россию.
Вопрос общеполезного труда - это вообще вопрос смысла и цели существования России.
Иждевенчество новых русских долго не продлится. В той же Москве тысячи квартир и синекур уже перешли от краснобаев -соотечественников к практикам жизни с окраин страны и прочим лихим людям .
Посколку процесс идет по нарастающей, то работать со временем все-таки придется , и вовсе не на общество ,а на чужого дядю.
Я думаю , это вполне справедливо.
Боюсь, что даже добиться восстановления привычки трудится без советского проекта, будет очень похоже на то, как, «если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича…».
Но с другой стороны, пока слова "работать" и "зарабатывать" - понятия из разных не соприкасающихся одна с другой сфер жизни ничего измениться не может.
Гораздо серьезнее и интереснее, если с подобными провокационными предложениями выступают наши политики. Абсолютным лидером по вбросам в общество такого рода предложений является депутат Думы Елена Мизулина. Напомню только некоторые ее предложения: запретить оральный секс, ограничить доступ детей к Библии, отбирать детей у однополых пар, высылать из России евреев, запретить получение высшего образования нерожавшим женщинам. Вот кого бы следовало нанять в качестве колумниста газеты – никакая Воеводина ей в подметки не сгодится.
Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться