Мансуровский переулок есть небольшая (всего 290 метров) улочка, пятый из восьми переулков, соединяющих Пречистенку и Остоженку.
И история его довольно обыденна: в XVII столетии в этой местности обитали ремесленники и небогатое служилое дворянство. Но постепенно престиж окрестностей сильно вырос, и здесь стали появляться аристократические особняки и целые усадьбы. А ещё позже между улицами сформировалась целая сеть переулков, в их числе будущий Мансуровский. До этого, правда, в ходу были наименования Масальский и Талызинский – по фамилиям домовладельцев. Ну а в конце XVIII века закрепилось современное название – по фамилии бригадирши Аграфены Мансуровой.
И вот, проходя ненароком сим местом и наблюдая его частично уцелевшую старинную застройку, мы непременно обратим внимание на «замок» с высокой круглой башней у входа, расположенный в начале переулка по адресу: Мансуровский переулок, 4.
Сто с небольшим лет назад он принадлежал крестьянину П.В. Лоськову. Конечно, не земледельческим трудом заработал Пётр Васильевич деньги на возведение этого дома. Он торговал, разбогател, и тогдашнее законодательство дозволяло селянам, при определённых условиях, не переходить в купеческое сословие.
Хотя сооружение в Мансуровском и напоминает городской особняк, строилось оно как доходный дом, в котором за определённую плату можно было снять квартиру. Любопытно, что прежде на этом участке стоял небольшой деревянный домик, где одно время проживала мать В.И. Ленина – Мария Александровна. Сохранилось, между прочим, свидетельство самого Владимира Ильича: «По возвращении из-за границы я прямо поехал к матери в Москву. Пречистенка, Мансуровский переулок, дом Лоськова (её тогдашний адрес)».
Позже владение перешло к почётному гражданину Х.Х. Леденцову.
В 1916–1926 годах в этом комфортном, оснащённом всеми коммунальными удобствами «замке» обитал знаменитый генерал, герой Первой мировой, Алексей Алексеевич Брусилов. Осенью 1917-го Пречистенка, Остоженка и прилегающие переулки превратились в настоящую зону военных действий между отрядами юнкеров и красногвардейцев. Однако Брусилов, как вспоминали современники, продолжал совершать свои ежедневные двухчасовые прогулки, заходил к соседям, делился впечатлениями.
Второго ноября в брусиловскую квартиру попал мортирный снаряд (целили в штаб Московского военного округа, располагавшийся неподалёку, на Пречистенке). Генерал был тяжело поражён в ногу осколком. «Моя первая огнестрельная рана, – скажет он позже с горечью, – она получена от русского снаряда».
В советскую эпоху лоськовский дом пережил ряд переделок, при этом исчезла часть декоративного убранства, а дополнительные пристройки в определённой степени исказили первоначальный замысел зодчего.
Поэтому, несмотря на казавшуюся аутентичность основных архитектурных объёмов, необходимость реставрации давно назрела, и в 2012–2013 годах ГлавУпДК при МИД России, в ведении которого находится здание, провело соответствующие работы. Отметим, что на этот период находившееся в доме посольство Сирии помещений своих не покидало.
Главной задачей реставраторов, наряду с восстановлением основных конструктивных частей здания, стало возвращение «замку» первоначального, модернового облика. Так, на главном фасаде в уровне первого этажа восстановили утраченное рустованное покрытие, имитирующее дикий камень, волнообразно перетекающее по фасадным элементам вплоть до центрального входа, а также утраченный металлический эркер зимнего сада на высоком цоколе.
В углублённой части фасада воссозданы перерубленные ранее трёхчастные арочные оконные проёмы.
После выполнения зондажей в вертикальных простенках между окнами второго и третьего этажей оказались раскрытыми ниши в кирпичной кладке, расположенные в шашечном порядке. «Шашки» покрыты рельефным слоем штукатурки, повторяющим руст первого этажа. В западающих плоскостях закреплена изразцовая плитка терракотового цвета.
Над главным входом установлен металлический козырёк на четырёх кронштейнах с цепными подвесами.
Боковые фасады вновь обрели аттики, а над чердачными окнами (в щипце) – фигурный железобетонный навес. Кроме того, воссозданы кирпичные дымовые трубы, увенчанные дымниками-«шатрами».
С учётом состояния конструкций реставрация трёхскатной металлической кровли на деревянных стропилах основной части здания не потребовалась.
В связи с сохранением статуса действующего представительства работы по реставрации интерьеров не проводились, однако внешне зданию целиком возвращён изначальный облик, собственно, тот, каковой в своё время придал ему архитектор Зеленко. Воссоздано и близкое к оригиналу цветовое решение фасадов.
Отметим, наконец, что немаловажной с точки зрения сохранения исторического облика памятника задачей стало восстановление трёхзвеньевой ограды вдоль Мансуровского переулка, имеющей причудливую форму бетонной волны с коваными вставками. Правда, из-за кадастрового деления участков пришлось передвинуть глухое торцевое крыло примерно на метр вправо и, тщательно просчитав размеры по фотоснимкам, восстановить ограду в современных пределах.
Одновременно в декоре, идентичном металлическим решёткам, была воссоздана калитка, ведущая в дворовый садик.
Чуть меньше года шла реставрация бывшего доходного дома Лоськова. И усилия эти были по достоинству оценены. В 2013-м ГлавУпДК при МИД России стало лауреатом конкурса Правительства Москвы на лучший проект в области сохранения и популяризации объектов культурного наследия «Московская реставрация» в номинации «За лучшую организацию ремонтно-реставрационных работ».
Александр Алиев
Главный архитектор ГлавУпДК Денис Слизский:
– Особое внимание уделено было башне донжону. Дело в том, что в 1930-х годах её завершение переделали и оно утратило первоначальный взлёт, превратившись в низкий кровельный конус абсолютно другой конфигурации. Сохранившиеся архивные снимки начала XX века дали возможность восстановить утраченный шатёр на шестнадцатижуравцовой стропильной системе с осевым столбом, и завершением шатровой кровли явился шпиль с развитым декором и ветровыми накладками.
Особняк строился в 1905–1906 годах по проекту архитектора А.У. Зеленко. Он, например, автор Дома общества «Детский труд и отдых» в Вадковском переулке, здания Коммерческого института имени цесаревича Алексея (Стремянный переулок, перестроен), «сказочного» доходного дома на Тверском бульваре. В 1900 году Александру Устиновичу довелось посотрудничать с самим Фёдором Осиповичем Шехтелем – они трудились над созданием выставочных павильонов для Всемирной архитектурной выставки в Глазго.