Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 22 апреля 2020 г.
  4. № 16 (6734) (22.04.2020)
Телеведение

Кому и на что Зулейха открыла глаза?

Первые серии экранизации романа Гузели Яхиной взорвали блогосферу

22 апреля 2020
В роли Зулейхи Чулпан Хаматова

Что-то подобное было, когда на экраны России после массированной рекламной кампании вышел «великий фильм о великой войне». Но он не имел успеха в прокате, а у первых серий телеполотна «Зулейха открывает глаза» на канале «Россия 1» весьма хорошие рейтинги. Только вот количество критики, выплеснувшейся на сериал и его создателей, небывалое, нехорошее. Впрочем, и времена настали очень непростые.

Может быть, никакого скандала и не было бы и сериал прошёл бы мимо ушей и глаз большинства хулителей – у нас на ТВ показывали и не такое, несомненно более достойное поношений, – однако ввиду самоизоляции у телевизора оказалась вся страна, да ещё реклама звала к ящику: «Бестселлер, Хаматова, Маковецкий, Мадянов!» – и народ прильнул и выбрал именно «Зулейху», а не какую-нибудь развесёлую «Ищейку» с Первого канала. И всё то раздражение, что накопилось за недели всенародного домашнего ареста, досталось несчастной татарской женщине. А она, между прочим, в награду за свои муки в ссылке благодаря гениальному врачу-немцу удачно родила сына, обрела замечательных друзей, большую любовь и смысл жизни. Но это будет потом.

А после показа начальных серий на «Зулейху» обрушились многие. Во-первых, её соплеменники, которые полагают, что татары предстали в сериале монстрами: муж Зулейхи тиран, постоянно избивающий жену, не считающий её за человека, свекровь ещё хуже, вполне соответствующая своему прозвищу Упыриха, жестокий председатель сельсовета Мансур высылает вдову Зулейху, обрекая её на страшную судьбу, а слепую свекровь – на верную смерть. А то, что ссыльным на перекличке во второй серии даны фамилии видных татарских муфтиев, в том числе действующих, в Казани воспринято вообще как провокация! Русофилы обиделись на то, что русских показали в сериале подонками, издевающимися над меньшинствами, и убийцами – особенно отвратительны герои Мадянова и Баширова. Коммунисты тоже оскорблены: Яхина – вторая Алексиевич – оклеветала коллективизацию в Татарстане и стравливает народы России. Но и антисталинисты недовольны: коммунизм недостаточно разоблачён, лагерь ссыльнопоселенцев напоминает элитный коттеджный посёлок, советский рай. Киноведы же обвинили режиссёра Анашкина в поверхностности экранизации, в превращении трагедии в слезливую мелодраму.

«Мы делали фильм не про коллективизацию и не про ужасы ГУЛАГа, вернее, не столько про них, сколько про любовь, которая преодолевает всё, побеждает все ужасы», – клянутся создатели сериала. Так кто же прав: хулители сериала или те, кто полюбил «Зулейху» и обеспечил ей рейтинг? Вердикт можно будет вынести, только когда посмотрим сериал до конца. Ждать недолго.

Б. Никитский

 

Тэги: Премьера Телевидение Сериал Скандал Россия 1 Зулейха открывает глаза Б Никитский
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • В чём утопили адмирала?

    23.04.2025
  • Союз без любви

    16.04.2025
  • Чисто английское убийство?

    09.04.2025
  • Ненависть на аутсорсе

    02.04.2025
  • Ядерный срыв

    26.03.2025
  • Дело чести, или Ну как не порадеть родному человечку!

    707 голосов
  • Зачем и кому это нужно?

    248 голосов
  • Под солнцем железобетонного оптимизма

    243 голосов
  • „Читая эту мерзкую книжку“

    192 голосов
  • Обидный диссонанс

    153 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS