Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 20 апреля 2022 г.
  4. № 16 (6830) (20.04.2022)
Искусство Культура

Большая молния над Ульяновском

36 дней, 23 концерта, более 15 000 слушателей – таковы итоги Международного музыкального фестиваля «Мир, Эпоха, Имена…»

20 апреля 2022
Денис Мацуев

«Главное музыкальное событие региона» – такой слоган на афишах и баннерах бил в глаза на улицах Ульяновска. И действительно, художественный руководитель фестиваля и руководитель всего комплекса Ленинского мемориала Лидия Ларина сделала всё возможное, чтобы программа получилась нерядовой и сопоставимой с афишами столичных залов.

Повод и вправду серьёзный – в этом году фестиваль прошёл в 60-й раз, пережив все витки политических курсов этих десятилетий и в итоге вырулив на свободную от идеологии дорогу. Концепция программы, как рассказывает Лидия Ларина, подчинена крупнейшим юбилейным датам и великим историческим фигурам. Поэтому фестиваль открыла программа «Кармен на пуантах», посвящённая Майе Плисецкой. Главный приглашённый дирижёр Фабио Мастранджело выбрал серьёзный и в то же время яркий репертуар, сыграв с Ульяновским симфоническим оркестром две сюиты Прокофьева из балета «Ромео и Джульетта», «Вальпургиеву ночь» из оперы Гуно «Фауст» и «Кармен-сюиту» Щедрина – в них блистала великая балерина.

Дополнительный статус концерту-открытию и другим ключевым событиям фестиваля придал элегантный конферанс известного столичного ведущего, актёра и режиссёра Петра Татарицкого. Его общение с публикой – где-то церемониальное, где-то поэтическое, с чтением стихов и комментариями к музыке – создало особую атмосферу праздника. А видеоряд с кадрами танца и фото Плисецкой внёс эффект её присутствия.

Полянский поклоны.jpg

Валерий Полянский (в центре), солисты, оркестр и хор ГАСК России


Фестиваль традиционно проходит на многих площадках. К сожалению, пока на ремонте собственный зал мемориала, но музыканты выступают на сцене Дворца культуры «Губернаторский». В зале Дворянского собрания отмечали 150-летие Александра Скрябина. Удачей стал приезд московского пианиста Алексея Чернова, специализирующегося на интерпретации музыки композитора. На сцене Дворца творчества детей и молодёжи прошёл «Вечер органной музыки». Пока «живой» духовой орган в процессе переноса из бывшего здания Ульяновской филармонии в Ленинский мемориал, в город регулярно приезжает из Уфы органист Владислав Муртазин со своим цифровым электронным органом. Вместе с ним в дуэте играл на армянском дудуке Аргишти Арутюнян. А ещё фестиваль путешествовал по Ульяновской области: как рассказала министр искусств и культурной политики Евгения Сидорова, «в рамках события прошли концертные программы и выставки в Ульяновске, Димитровграде, Сенгилее, в Новоспасском, Мелекесском, Базарносызганском, Старомайнском, Николаевском районах и других муниципальных образованиях региона».

Коллаборация – модное нынче слово, но оно точно обозначает важный вектор на сотрудничество и синергию. Именно благодаря сложению ресурсов Ленинского мемориала и музыкальному фестивалю «Денис Мацуев представляет: диалог поколений» стал возможным приезд не только нашего «главного» пианиста, но и целой команды великолепных солистов – звёзд нашего времени. Юные, но уже в высшей степени профессиональные и увенчанные лауреатскими званиями Варвара Кутузова, Даниил Тюрин, Захар Внутских, Елисей Косолапов, Пётр Акулов и мастера – солистка Мариинского театра Мария Баянкина и кларнетист Игорь Фёдоров. Но, конечно, главным событием стало выступление самого Дениса Мацуева: вначале на открытой дневной репетиции для ульяновской интеллигенции, а затем вечером – уже в фестивальной программе со Вторым концертом Рахманинова. Публика не скрывала восторг и в кулуарах делилась впечатлениями: «Гениальный композитор и гениальный пианист», «Прекрасно сыгрались наш оркестр, дирижёр Мастранджело и солист. Мы почувствовали их триумвират. Всё было гармонично, и я даже сказала своей подруге о пианисте: «Играет как бог». В свою очередь, пианист щедро похвалил Ульяновский оркестр, сказав в финале вечера: «Это замечательные музыканты, потому что с ними очень легко творить, быть соучастником процесса. Думаю, что сегодня классическая музыка необходима, как никогда, ведь именно она – лучшая терапия и отвлечение от того, что происходит за стенами концертных залов».

«Вечер с Капеллой» – ещё один пример межрегионального сотрудничества, на сей раз с программой «Всероссийские филармонические сезоны» Министерства культуры РФ. Госкапелла России прибыла поездом, в четырёх вагонах, куда загрузился полный состав оркестра, хора и пул солистов во главе с художественным руководителем и главным дирижёром Валерием Полянским. Музыканты приехали, чтобы отметить 100-летие образования СССР.

«Это знаменательная дата, пускай даже немножко и грустная. Этого государства уже нет, но культурное наследие, которое оставили нам советские композиторы, вызывает чувство гордости. Сегодня их музыка – это достояние не только России, но и всего мира. Поэтому подобрать сочинения было достаточно просто. В программу вошли Рахманинов, Прокофьев и Шостакович…» Если Праздничная увертюра, Первый фортепианный концерт Шостаковича и кантата «Весна» Рахманинова слушались как чистая классика, то «Здравица» Прокофьева поначалу заставила даже напрячься, ведь повод её – славословия в честь 60-летия Сталина. Впрочем, в местных сувенирных киосках по-прежнему можно увидеть бюсты вождя всех народов – так искусство рифмуется с действительностью. А сама по себе музыка – и тут мы согласимся с Валерием Полянским – шедевр, «здравица советскому народу, который творил, жил, боролся, растил детей, защищал свою Родину».

Публика оценила не только блеск оркестра и хора, но и солистов – тонкий пианизм Татьяны Полянской, выразительный вокал Руслана Розыева. Но главный сюрприз поджидал посетителей в финале. Неоконченная опера «Большая молния» Шостаковича про то, как советские специалисты поехали в Америку, оказалась больше похожа на оперетту и дала повод продемонстрировать замечательное чувство юмора столичных гостей. Валерий Полянский гудел в клаксон, вальсировал с легендарным диктором Центрального телевидения и Гостелерадио СССР Анной Шатиловой, специально приглашённой вести вечер. А в это время Пётр Татарицкий, перехватив дирижёрскую палочку, увлечённо дирижировал оркестром. Задиристая музыка, написанная композитором к 15-летию Октябрьской революции, поставила великолепный восклицательный знак всему марафону и в то же время открыла дверь в будущее. С окончанием фестиваля культурная жизнь в Ульяновске не замирает: впереди «Дни русской музыки», приуроченные к пасхальной неделе, цикл «Майские дни» и «Дни джаза».

Лилия Ордынская,

Ульяновск – Москва

 ML1A8819.jpg

Ведущие Анна Шатилова и Пётр Татарицкий

Тэги: Денис Мацуев
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Большая молния над Ульяновском

    14.04.2022
  • Старый Новый год с Денисом Мацуевым

    11.01.2022
  • Мы вместе, и это всё меняет. К лучшему!

    08.07.2020
  • В каждом ребёнке есть культурный ген

    27.11.2019
  • Старый Новый год с Денисом Мацуевым

    21 голосов
  • В каждом ребёнке есть культурный ген

    18 голосов
  • Мы вместе, и это всё меняет. К лучшему!

    13 голосов
  • Большая молния над Ульяновском

    5 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS