Перед походом в кинотеатр пришлось заглянуть в интернет, чтобы узнать что-то о незнакомой постановщице с красивой грузинской фамилией. Оказалось, что Тина Баркалая (между прочим, жена известного в России финского актёра Вилле Хаапасало) – коренная москвичка, успешный клипмейкер, а «Сказки Гофмана» – её первый художественный фильм, хотя кино она снимала и раньше.
Двадцать лет назад (если верить сайту «Кинопоиск») Тина режиссировала на телевидении новогодний мюзикл «Три мушкетёра». Там Атоса, Портоса и Арамиса играли женщины и Ришелье тоже был женского пола (его играла Верка Сердючка, то бишь Андрей Данилко), а вот в качестве сценариста и исполнителя роли д’Артаньяна выступил – чудны дела твои, Господи! – некий энергичный кавээнщик из Кривого Рога. Смотреть это творение можно было только под оливье и алкоголь (причём много). Смутно помню, как его крутили на Новый 2005 год по какому-то из российских каналов. Можно ли было тогда представить, во что превратится предприимчивый юный пошляк, пытавшийся пристроиться на российском ТВ?
Неужели и «Сказки Гофмана» в том же стиле? Нет, совсем нет. Тут сценарий писала сама режиссёр Тина Баркалая.
Когда ироничный закадровый голос начал знакомить нас с героями фильма, пахнуло чем-то родным, инфантильным, советским – рязановско-брагинским. Действие развивалось плавно. Время – до мобильных телефонов и социальных сетей – начало нулевых. Трогательная библиотекарша Надя (Екатерина Вилкова очень обаятельна и убедительна) – идеально покорная жена, живущая с никчёмным, не желающим работать мужем Виталиком (Максим Стоянов) и любящая его, паразита-бездельника.
Надя трепетно ко всему относится, особенно к книгам, нежно реставрирует их, следит, чтобы все читатели их возвращали. Но до одного загадочного должника по фамилии Фишман, не сдавшего библиотечный томик «Сказок» Гофмана, Надя никак не может дозвониться. Стало казаться, что с ним-то, таинственным, и свяжет Надя свою непутёвую ангельскую жизнь, ведь ясно же, что ей нужен такой же чудак, как она.
Библиотеку, где работает Надя, коррумпированные чиновники хотят закрыть, чтобы на её месте разместить что-то доходное. Надя подрабатывает в театре гардеробщицей. И вот однажды, сдав плащ в гардероб и получая номерок, на её пальцы обращает внимание сам Евгений Цыганов. Тут известный актёр играет второго режиссёра (это тот, кто на площадке отвечает за массовку), которому для съёмок рекламы срочно нужны красивые женские руки. Голос диктора нам сообщает, что его зовут Гарик и что он устал от жизни. Нельзя не поаплодировать снайперскому выбору актёра – усталость от собственного существования лучше Цыганова в нашем кинематографе не играет никто.
После первой съёмки у Нади начинается новая жизнь. Её руки – нарасхват, она много снимается, стала прилично зарабатывать и, конечно, влюбляется в Гарика. Но добиться возврата библиотечных книг, что для неё важнее всего, никак не может. Надя идёт на квартиру Фишмана, его не застаёт, но знакомится с его интеллигентной женой (Ксения Кутепова), которая хочет уехать из «этой страны», а Фишман такой странный, что не хочет…
Но интересная завязка отношений нежной романтической библиотекарши с тремя мужчинами ни во что не выливается. Гарик оказывается ненамного лучше Виталика, а романтик Фишман в исполнении Алексея Гуськова появляется только перед титрами. Фильм со звёздным ансамблем артистов заканчивается, по сути, так и не начавшись.
Очень жаль. А могла бы получиться хорошая лирическая комедия.