В российском прокате необычная драма Кристофера Боргли. Этот фильм можно назвать духовным родственником или даже продолжателем прошлогодней картины «Все страхи Бо» от всё той же студии А24. Кристофер Боргли вслед за Ари Астером приоткрывает бессознательное – ту самую мистическую часть разума, куда вытеснено всё самое иррациональное, неконтролируемое и неправильное с точки зрения норм общественной морали.
В связи с этим просмотр обоих фильмов вызывает довольно сложные и противоречивые чувства, словно кто-то стремится влезть к тебе в голову, посягая на личное. Но есть и одно важное отличие! «Все страхи Бо» – жутко фрейдистское зрелище с акцентом на пресловутом libido, неразрешённых комплексах сексуальности и проблематики сепарации. А вот Боргли в своём «Герое наших снов» отталкивается от представлений Карла Густава Юнга, то бишь делает объектом своего завёрнутого в фантасмагоричную форму исследования не частное, а коллективное бессознательное.
В центре сюжета немолодой и весьма заурядный профессор биологии Пол в исполнении Николаса Кейджа, который, сам того не желая, становится самым известным человеком в мире, поскольку по необъяснимым причинам начинает регулярно появляться во снах множества людей, даже тех, с кем лично не знаком. И если в завязке «Герой наших снов» предстаёт как неловкая комедия про внезапно свалившуюся на маленького человека популярность, то уже ближе к середине фильм становится драматичным триллером про обратную сторону медийности. Пол Мэттьюс поневоле из всенародного любимца превращается в изгоя. Те же люди, что и сделали его популярным, вдруг начинают его избегать, шарахаться в панике, обходить стороной. «Кафкианский суд», устроенный общественностью над героем Кейджа, отсылает к пресловутой «культуре отмены». Причём попасть в разряд «отменённых» сейчас не так уж и сложно: оскорбить чьи-либо чувства можно даже не вполне соответствующей нормам политкорректности формулировкой. А оскорбляются сейчас все подряд. К слову, об этой «моде на травму» в фильме говорится открытым текстом. «Герой наших снов» – это кино о том, что общество, декларирующее на словах своё неравнодушие ко всем социальным группам, абсолютно равнодушно к судьбам тех, кого подвергает остракизму. Впрочем, равнодушно оно и по отношению к тем, кого возводит на олимп. В мире победившего потребительского мышления нет места личности, так как её, в отличие от медийного образа, невозможно монетизировать. Герой Кейджа по сюжету хочет воспользоваться своей внезапной популярностью, чтобы издать труд об эволюции муравьёв, но ни крупным корпорациям, предлагающим Полу рекламные контракты с чеком на много нулей, ни освещающим «сонную эпидемию» СМИ, ни обычным людям нет до этого совершенно никакого дела. Зато можно выгодно монетизировать даже массовую истерию, о чём свидетельствует финал ленты, – и на это свой изощрённый покупатель найдётся!
«Герой наших снов» – грустное, душевное и в то же время отталкивающее кино с целым ворохом неутешительных диагнозов для современного общества. Несмотря на всю фантасмагоричность истории и сказочный гротеск, картина Кристофера Боргли пугает скорее тем, что отсылает к реалиям окружающего нас мира, нежели своими хоррор-элементами.