Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 03 мая 2017 г.
Искусство

Придут танцевальные боги

03 мая 2017


Совсем скоро в Москве состоится одно из самых престижных балетных состязаний мира – Международный конкурс артистов балета и хореографов. В тринадцатый раз по традиции он пройдет в Большом театре России с 11 по 20 июня. О предстоящем событии рассказывает авторитетный эксперт в области балетного искусства, главный редактор журнала «Балет» Валерия Иосифовна Уральская:

Валерия Иосифовна, вы столько лет своей жизни посвятили балету. Как возникает любовь к нему?

– Здесь нужно разделить, – есть любовь тех, кто занимается балетом профессионально с детства, а есть любители: они сохраняют эту любовь, занимаясь совершенно другой профессией. Встречаются и балетоманы (я, кстати, к этому понятию отношусь положительно), которые всю жизнь поклоняются этому искусству, театру вообще, некоторым отдельным исполнителям или хореографам. Эти люди, действительно знают балет.

Любовь, как это чаще всего бывает, имеет несколько стадий. Поскольку искусство это тяжелое и сложное, в балете судьбы складываются очень непростые, тем не менее, это уже профессия! И чем больше человек ею увлечен, тем больше эта любовь и его достижения…

На ваших глазах рождался наш знаменитый Московский балетный конкурс. Расскажите, что самое яркое вам запомнилось в 1969 году.

– Я помню Первый конкурс, скорее как зритель. Попасть на него было довольно сложно. Большой театр, совершенно уникальное жюри, состоящее, скажем так, из самых лучших «первачей» мирового балета. Возглавляла жюри Галина Уланова… В маленьком пресс-центре мы выстраивались в длинную очередь, чтобы получить входной билет…

Какие эмоции были самыми сильными, какие моменты?

– Первые конкурсы запомнились, прежде всего, большой заинтересованностью публики, живой активной конкурсной жизнью, диалогами со зрителем, дискуссиями в профессиональной среде.

На одной из встреч с членами жюри обсуждался вопрос о сохранении классического наследия, чистоты текста классического танца. Эта тема и по сей день остается одной из самых острых. Помню, Алисия Алонсо сказала так: «Что тут обсуждать, классика – это я!..» Моему возмущению тогда не было предела!.. Но прошло время, и я поняла глубокий смысл того, что произнесла великая кубинская балерина и хореограф. Есть такие личности в балетном искусстве, кто действительно имеет право что-то изменять, корректировать, добавлять и передавать в традицию. И это единицы!

Кто из артистов оставил неизгладимый след в душе?

– Конечно, сильнейшее впечатление произвел тогда Вестрис в исполнении Михаила Барышникова. Номер «Мир и война» (хореография Н.Касаткиной и В.Василева) – в исполнении Н. Сорокиной и Ю. Владимирова вызвал многие споры. Еще помнится, как на третьем решающем туре, публика буквально «захлопала» решение жюри, – не присуждать премию яркой индивидуальности, завоевавшей впоследствии мировую известность балерине Еве Евдокимовой. На конкурсе в 1969 году она получила всего лишь диплом.

Расскажите немного о вашем издании. Как удалось сохранить журнал «Балет» в лихие девяностые?

– До перестройки мы существовали под крылом солидного тогда издательства «Известия». Они нас очень любили, потому что журнал был таким, скажем, красивым ребенком у богатых родителей. Когда родители обеднели, мы были одними из последних, кого «Известия» пустили в «коммерческое плавание». Поскольку мы были не очень опытными людьми в плане организации процесса производства, нам приходилось нелегко. При «Известиях» мы существовали как большой творческий отдел и не занимались ни распространением, ни печатью, ни бумагой, ни финансовой стороной. Каким-то чудом мы выжили, сохраняя академический и полиграфический имидж журнала…

Кто сейчас ваши читатели?

– Это и профессионалы, и любители. Скажу так, в настоящий момент, может быть, любители даже на первом месте. Они по-настоящему преданы балетному искусству. Бывают очень трогательные ситуации. Мне как-то понадобилось узнать, в каком костюме выступала одна балерина в «Дон Кихоте» в своих первых спектаклях. И это удивительно, все «вариации цвета» её юбки знали только они. Некоторые из них даже ведут дневники об участие в спектаклях своих любимцев. Сегодня таких приверженцев становится всё меньше, но есть молодежь, которая увлечена балетом. Им сейчас сложнее, потому что билеты дороже и попадать на спектакли непросто.

Анне Павловой принадлежит высказывание «Терпение – это искусство надеяться. Способный терпеть, способен добиваться всего, чего он хочет»…

– Если говорить о терпении, в судьбе артиста очень многое зависит от того с кем его свела судьба. Нужно иметь терпение, даже когда тобой специально не занимаются; продолжать расти в трудах, ожидая ситуацию, когда станешь востребованным. Есть еще один фактор – «попасть в свое время» и в «свою ситуацию».

Например, ведущими танцовщиками балетного театра долгие годы были высокие партнеры, которые не столько танцевали, сколько были прекрасными партнерами. С появлением Юрия Николаевича Григоровича, ведущими танцовщиками становятся Владимир Васильев, Михаил Лавровский. Они не только блестяще танцевали, но и великолепно воплощали созданные им образы, владели безупречной танцевальной лексикой и очень мужественно выглядели. Не будь Григоровича, возможно, мы не увидели бы Васильева во всей красе!

А как Юрий Николаевич работает на конкурсе?

– Его огромный опыт и авторитет, уважение в среде профессионалов, – помогают ему в этом непростом деле. Кроме этого, он очень тонкий и умный человек. Один раз мне пришлось наблюдать позитивное решение вопроса, где были полностью учтены мнения разных членов жюри (ведь оценка всегда субъективна!). Это случай меня просто поразил. Влияние Юрия Николаевича в таких вопросах велико. Может быть, это и позволяет сохранить нашему конкурсу верность академическим традициям и школе.

Беседовала Татьяна Эсаулова

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Утрата Сериал Новости Театральная площадь Век Фильм ЛГ рейтинг Поэзия Калмыкии
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS