Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 30 апреля 2014 г.
  4. № 17 (6460) (30.04.2014)

На невской волне

30 апреля 2014

Эфир на фоне эпохи: Очерки истории Ленинградского-Петербургского радио и телевидения / Под общей редакцией С.Н. Ильченко, В.Г. Осинского, Ю.В. Клюева. – СПб.: С.-Петербургский госуниверситет, 2013. – 320 с. – 150 экз.

То, что предстоит прочесть взявшему в руки эту книгу, никогда не было единым текстом. Хотя сама по себе история Петербургского-Ленинградского и снова Петербургского радио, а потом и телевидения всегда имела чётко очерченные этапы своего развития. Это и нашло отражение в структуре «Очерков…», которые являются первым такого рода изданием, коллективной картиной нашего радио и телевидения на фоне эпохи, которая менялась порою так стремительно, что не только историки, но и журналисты едва поспевали зафиксировать её неумолимый бег из прошлого через настоящее в будущее.

В этой книге использованы материалы и научные изыскания кафедры телерадиожурналистики Петербургского университета. На них ушли годы и десятилетия. Объём книжки не позволил вместить всё то, о чём писано и что исследовано. Это будет предметом грядущих изданий. Материалов накоплено не на одну книгу, не на одно ещё учебное пособие.

А пока читателей ждёт картина того, как за более чем вековую историю развития электронные СМИ (то есть радио и телевидение) из технической забавы превратились в неотъемлемую и важную часть нашей жизни. Именно Питер является научно-технической и творческой колыбелью отечественного радио и ТВ. На страницах книги не могло не отразиться столь важное обстоятельство.

Здесь мы найдём и далеко не полный перечень журналистских и художественно-эстетических приоритетов РТВ страны: радиотеатр и телетеатр – драматический, музыкальный, литературный, публицистический, наконец, балетный. И даже радиоцирк! Первое молодёжное, детское, кукольное, специальное подростковое вещание… Прообразы «Огоньков» и «От всей души». Детские бескорыстные турниры – «Один за всех – все за одного», «Турнир СК», «Папа, мама, я – спортивная семья». (Поистине массовые передачи, зовущие не столько к рекордам, сколько к занятиям спортом.)

Достойное место занял телесериал «Солдаты Отчизны» – первый отечественный многосерийный документальный фильм, а не «Летопись полувека», как обычно считают. Телебалеты А. Белинского и Д. Брянцева, появление журналиста-ведущего вместо диктора в информационном вещании, радиотелемосты и знаковые перестроечные «Телекурьер», «600 секунд», «Пятое колесо», давшее название Пятому каналу, социально-демографический срез-портрет молодого поколения в «Контрольной для взрослых» – всё это было подлинное новаторство и родилось оно в городе на Неве. Питерская телекритика, надо сказать, поначалу скромно умалчивала о приоритетах. На них обратили внимание первыми москвичи С. Муратов и Г. Фере, А. Юровский, В. Ружников. В новой книге приоритеты рассматриваются с самого начала регулярного телевещания – с 7 июля 1938 гола (Шаболовка начала регулярно выходить в эфир с 10 марта 1939-го).

Текст расцвечен лишь несколькими интервью с творцами-основателями. Но это только начало, ибо авторы убеждены: чуть ли не каждый из тех, кто работал на эфир в лучшие годы питерского радио и ТВ, достоин и интервью, и портретных очерков.

Иван ДЕВЯТКИН, ПАВЛОВСК

Тэги:
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS